Государственный строй. Конституция. Роль императора
После капитуляции Японии во второй мировой войне верховную власть в стране, по соглашению с союзниками, осуществляла американская военная администрация, одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны. В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г.
Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы, ввела всеобщее избирательное право. В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провозглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
Редким прецедентом в практике государственного права стала статья 9 конституции, которая объявила безоговорочный отказ <на вечные времена> от войны как способа разрешения международных споров, равно как и от обладания какими-либо <средствами войны>.
Поскольку решающую роль в разработке Основного закона Японии играли американские специалисты, в него было привнесено большое количество американских политико-государственных норм, а также положений конституции США. Вместе с тем были учтены традиции японской государственности.
Конституция кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен <высшим органом государственной власти>. Конституция наделила высший представительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства. Однако, как и в большинстве развитых стран, в Японии существует равноправие парламента и правительства в законодательной инициативе.
Конституция коренным образом изменила статус японского монарха. Из персоны <священной и неприкосновенной> он превратился в <символ государства и единства народа>. Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.
Не содержит конституция положений и о главе государства. Вследствие этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является ли главой государства император. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер-министр. Широко распространены также теории, в которых
утверждается, что в Японии существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.
Согласно конституции, император <от имени народа> созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты (но по рекомендации правительства); промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парламента; награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом церемониальных функций. Наделение императора данными полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.
Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и с одобрения кабинета министров, который и несет за них ответственность.
- Государственное управление и государственная служба за рубежом
- Глава 1. Соединенные штаты америки
- Глава 2. Великобритания
- Особенности британской конституции
- Парламент
- Правительство
- Местное самоуправление
- Судебная система
- Гражданская (государственная) служба
- Глава 4. Германия
- Основной закон (конституция) фрг
- Высшие органы законодательной власти
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Глава 3. Франция
- Государственный строй. Конституция
- Президент Республики
- Правительство
- Парламент
- Национальное собрание
- Конституционный совет
- Местные органы власти
- Регион (округ)
- Департамент
- Коммуна
- Судебная власть
- Государственный совет
- Высокая палата правосудия и Суд Республики
- Государственная служба
- Центральная государственная служба
- Местная государственная служба
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
- Глава 5. Италия
- Конституция 1947 г.
- Высшие органы законодательной власти Италии
- Высшие органы исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Судебная система Италии
- Крушение режима Первой Республики и начало образования Второй Республики: борьба вокруг реформы конституции
- Государственная служба
- Глава 6. Страны северной европы (Финляндия, Дания, Швеция)
- Финляндия
- Центральные органы власти Парламент
- Президент республики
- Государственный совет
- Губернское и местное самоуправление
- Автономия Аландских островов
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Фолькетинг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Риксдаг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Глава 7. Япония
- Государственный строй. Конституция. Роль императора
- Парламент
- Правительство
- Местные органы власти и самоуправления
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Глава 8. Китайская народная республика
- Государственный строй. Конституция
- Высшие органы государственной власти
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Общие работы
- Соединенные Штаты Америки
- Великобритания
- Франция
- Германия
- Страны Северной Европы