logo search
TGP

14.7 Религиозная правовая семья

В религиозной правовой семье признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы жизни, т.е. включает и юридические нормы, и религиозно-нравственные, и обычаи. Шариат состоит из двух частей: 1) теологии или принципов веры (акида), которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, предписывает ему линию поведения; 2) право (фикха), основанное на идее обязанностей, возложенных на человека по отношению к Аллаху.

Мусульманское право имеет четыре источника: 1) Коран- священная книга ислама; 2) сунну, или традиции, связанные с посланцем бога; 3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества; 4) кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда ин­ститутов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Наряду с писаным правом - шариатом в мусульманских странах действует и обычное право – адаты. Принципы и нормы мусульманского права проявляют свое назначение в утверждении мусульманского образа жизни.

Индусское право составляет вторую систему религиозной правовой семьи. Это право Индии, Пакистане, Бирме, Сингапура и Малайзии - стран, исповедующих индуизм. Индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из убеждений индуизма является разделение людей на социальные иерархические категории - касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и морали. Основным регулятором поведения людей являются обычаи, которые у каждой касты свои. Все споры решаются собранием касты. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы.

Судебные прецеден­ты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть..