7.2. Юриспруденция XXI века: концепция конвейера
В современном мире уживаются три относительно самостоятельных сферы осознанной человеческой деятельности образовательной, научной и производственной.
Осуществление образовательной деятельности предполагает профилированный процесс социализации, посредством которого образуемый субъект по идее должен получать знания, умения и навыки необходимые для быстрой адаптации в той или иной социальной среде (профессиональной, образовательной, национальной, религиозной и т. п.). Образовательный процесс по сути своей традиционен и консервативен. Субъекты – образователи учат тому, что знают и умеют сами.
Научная деятельность направлена на систематизацию и обобщение имеющихся представлений о предмете научного исследования, синтезирование на этой основе нового знания, проверку его истинности, а также на построение гипотез предполагаемого перспективного развития предметной сферы познания.
Производственная деятельность предполагает сочетание результатов образовательной и научной деятельности. Подготовленные в сфере образования специалисты используя модели и технологии разработанные учеными производят материальные блага и осуществляют услуги в комплексе составляющие основу социальной жизнедеятельности и являющиеся показателем социокультурного развития той или иной общественной группы.
С точки зрения формальной логики названные сегменты должны быть тесно взаимосвязаны, поскольку их замкнутость на себя и «в себе», делает сам факт их существования абсурдным. К сожалению, история дает немало примеров подобной абсурдности когда истинной задачей образования становиться получение оценок, дипломов и медалей и связанного с их обладанием статуса образованного человека; научная деятельность сводится к защите кандидатских и докторских диссертаций и, соответственно обретения вожделенного звания ученого; производственная деятельность направлена на «защиту интересов отечественного производителя», при игнорировании интересов потребителя производимой продукции.
Конечно показанная ситуация является гротеском, однако, как говориться, в любой шутке, есть только доля шутки. Та же самая история дает примеры, когда, казалось бы, стабильные и благополучные государственные режимы буквально рассыпались, демонстрируя фактическую незащищенность от деструктивных воздействий (Октябрьская революция 1917 г., начальный период Великой отечественной войны, распад СССР в 1991 г., «цветочные и цветные» революции в Грузии, Украине и др.). Причина подобных катаклизмов достаточно очевидна – внешние формы, не наполненные реальным функциональным содержанием функционировать, естественно не могут. Поэтому возникновение реальной проблемной ситуации, к решению которой данные формальные образования фактически не готовы оборачивается для них трагическими, а зачастую гибельными последствиями.
Модель, позволяющая связать воедино перечисленные сегменты с тем, что бы обеспечить их системную функциональность может быть условно названа конвейером.
В качестве конвейера мы предлагаем рассматривать технологическую, циклическую систему, организация и функционирование отдельных сегментов которой подчинены единой общей цели – получению конечного продукта.
Конвейер представляет собой совокупность обособленных циклов. Структуру цикла образуют взаимосвязанные составляющие: работник‑операция‑продукт. Таким образом, каждый цикл связан с получением конечного (для цикла) и, вместе с тем, промежуточного (для конвейера в целом) продукта. Продукт, полученный в результате предшествующего цикла, трансформируется в каждом последующем цикле и приобретает законченный вид при прохождении заключительного цикла.
В качестве основных принципов организации конвейера следует выделить:
– непрерывность функционирования технологической цепочки;
– узко профильную функциональность работников и операционных систем;
– полицикличность;
– причинно‑следственную детерминированность циклов;
– результативность.
Современная юриспруденция может быть представлена в качестве трех сегментов: юридического образования, юридической практики и юридической науки. В настоящий момент в России данные сегменты носят обособленный характер и в основном «замкнуты на себя», что приводит к возникновению ситуации описанной в рамках первого тезиса.
Реализация концепции конвейера обеспечивает включение юридического образования, науки и практики в единую функциональную систему целью организации и деятельности которой является осуществление правового сервиса публичных и частных интересов субъектов юридически значимых общественных отношений.
Юриспруденция как конвейер предполагает рассмотрение в качестве первичного цикла системы юридического образования. Данная система обеспечивает подготовку юристов двух категорий: юриста‑практика (специалиста обладающего знаниями и навыками в области юридического ремесла) и юриста‑исследователя (научного сотрудника – потенциального ученого). Соответственно, образование дает начало двум производным циклам – производственному и научному.
Производственный цикл связан с осуществлением практической юридической деятельности. К таковой следует отнести правовое нормотворчество, правовое обеспечение законных интересов субъектов, разрешение споров о праве, осуществление уголовного правосудия.
Научный цикл предполагает осуществление системных исследований связанных с выявлением наиболее важных проблем в сфере юриспруденции, моделированием механизмов их решения, а также построением вероятностных гипотез развития правовой реальности.
В условиях конвейера вышеназванные циклы являются взаимообусловливающими. От эффективности юридического образования зависит эффективность, как производственной деятельности, так и научных исследований в юридической сфере. В свою очередь практикующие юристы и юристы – исследователи пополняют контингент «образователей» и передают свои теоретические знания и практический опыт «образуемым». Таким образом, юриспруденция – конвейер представляет замкнутую систему, функционирующую по принципу «круговорота».
Важнейшим фактором, определяющим содержание юриспруденции как конвейера, является сущность правового регулирования. Правовое регулирование следует рассматривать в двух сущностных контекстах: управленческом и упорядочивающем. Управленческое воздействие права на общественные отношения предполагает восприятие права в качестве инструмента при помощи которого аппарат власти управляет обществом. При этом сам аппарат выступает в качестве «надправовой структуры» использующей право по своему усмотрению и, в свою очередь, находящейся вне сферы правового контроля и юридической ответственности.
Упорядочивающее воздействие права связано с восприятием права в качестве общего для всех субъектов порядка отношений. Аппарат управления формируется по принципу наемных и подотчетных обществу работников. В подобном понимании право приобретает двухсторонний представительно – обязывающий характер и рассматривается в качестве системы норм и отношений, объединяющих общество по принципу компромисса публичных и частных интересов.
В качестве фактора обусловливающего глобальный правовой нигилизм современного постсоветского общества (являющегося социальным основанием юриспруденции – конвейера) следует рассматривать несоответствие формально‑юридической догмы и социально‑правовой реальности. Большинством граждан вне зависимости от их социального и профессионального статуса, юридическая догма воспринимается как лишенная реальной юридической значимости декларация. При этом в качестве общезначимой регулятивно‑охранительной системы воспринимается конструкция, в рамках которой разрешение правовой проблемы осуществляется не в соответствии с юридической догмой выражающейся в материальных и процессуальных нормах закрепленных в соответствующих формальных источниках, а в соответствии с субъективным пониманием права (квазиправовым понятием).
Основной проблемой современного юридического образования следует считать его переориентирование на подготовку мыслящих юристов, воспринимающих право не как возведенную в закон волю стоящего над правом и использующего право по собственному усмотрению центра публичности (государства, государя, государственного аппарата), а как общезначимый (в том числе и для представителей государственных структур) нормативный порядок отношений. Иными словами в качестве основной задачи юридического образования на современном этапе социально‑политического развития следует рассматривать задачу, связанную с подготовкой юриста – гражданина, действующего в соответствии с догмой права и подчиняющегося исключительно правовым положениям и принципам. Подобный тип юриста должен постепенно вытеснить из системы юриспруденции – конвейера, юриста – подданного, выполняющего роль разумного, но полностью зависимого придатка аппарата публичной власти, исполняющего сервисную (обслуживающую) функцию в отношении наделенного властными полномочиями «заказчика».
- Роман Анатольевич Ромашов, Юрий Юрьевич Ветютнев, Евгений Никандрович Тонков Право – язык и масштаб свободы: монография
- Предисловие
- Глава 1 Право. Закон. Юриспруденция
- 1.1. Проблема формирования правовой парадигмы в современном мире
- 1.2. Чем вызваны дискуссии о правопонимании?
- 1.3. Реалистический позитивизм
- 1.4. Правовой реализм
- 1.4.1. Компаративный анализ вариантов правового реализма
- 1.4.2. Соотношение права и политики
- 1.4.3. Американский правовой реализм
- 1.4.4. Скандинавский правовой реализм
- 1.4.5. Российский правовой реализм
- 1.5. Соотношение права и закона в контексте юридико‑лингвистического анализа
- 1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси
- 1.5.2. Соотношение понятий «закон» и «узаконение» в Российской Империи
- 1.5.3. Соотношение понятий «право», «закон», «законодательный акт» в условиях советской политико‑правовой системы
- 1.5.4. Соотношение понятий «право» и «закон» в современном русском юридическом лексиконе
- 1.5.5. Соотношение понятий «право» и «закон» в языках английской и романо‑германской группы
- 1.6. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права
- 1.6.1. Интегральная юриспруденция: история проблемы
- 1.6.2. К вопросу о месте энциклопедии права в системе юридических наук и учебных дисциплин
- Глава 2 Свобода. Равенство. Иерархия
- 2.1. Свобода и воля
- 2.2. Свобода как ценность
- 2.3. Правовая ценность российской Конституции
- 2.4. Свобода и равенство
- 2.5. Иерархия и равенство как факторы государственного устройства России
- 2.6. Свобода и наказание в виде «лишения свободы»
- 2.7. Свобода и иерархия субъектов насилия
- Глава 3 Право – язык юридической коммуникации
- 3.1. К морфологии правовых коммуникаций
- 3.2. Языковой аспект правовой формы
- 3.3. Публичное и частное право как сферы юридической коммуникации
- 3.4. Правовые состояния и взаимодействия
- 3.5. Право, анархия, преступление и государство
- 3.6. Право солидарности
- Глава 4 Законы и закономерности права и государства
- 4.1. Что такое закономерность?
- 4.2. Закономерность и свобода
- 4.3. Право и революция
- 4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России
- 4.4.1. Линейное и цикличное измерение государственных закономерностей
- 4.4.2. Ритмы государственной политики
- Глава 5 Право и правовой статус личности
- 5.1. Теория правового статуса личности
- 5.2. Теоретико‑правовые аспекты социализации личности
- 5.3. Патриотизм и эгоизм как формы личной свободы
- 5.4. Индивидуальная нормативная система личности
- 5.4.1. Индивидуализация личных правил
- 5.4.2. Конфликт личности и общества
- 5.4.3. Формирование способности нарушать общие правила
- Глава 6 Толкование права и свободы
- 6.1. Обязательность толкования
- 6.2. Структура толкования
- 6.2.1. Понятия и определения
- 6.2.2. Стадии толкования: уяснение, разъяснение, применение
- 6.2.3. Формы выражения толкования: когнитивная, устная, письменная, правоприменительная
- 6.2.4. Субъекты и объем толкования
- 6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права
- 6.4. Толкователи свободы: идеальный судья Геркулес versus неидеальный судья Велес
- Глава 7 Юридическое образование – школа свободы
- 7.1. К генезису юридического образования в России
- 7.2. Юриспруденция XXI века: концепция конвейера
- 7.3. О современном образе высшего юридического образования
- Заключение
- Список источников