6.2.3. Формы выражения толкования: когнитивная, устная, письменная, правоприменительная
По форме выражения толкование можно разделить на когнитивное, устное, письменное и правоприменительное. Форма выражения есть «внешнее выражение чего‑нибудь, обусловленное определенным содержанием»535. Интерпретационные акты могут существовать не только как письменные разъяснения и акты применения, но и в нематериальной, а также устной форме. Мыслительный акт, акт молчаливого неповиновения законному требованию представителя власти, устное заявление интерпретационного свойства – суть формы интерпретационной деятельности субъектов толкования.
Когнитивное толкование (от лат. cognitio – познание) связано с процессом познания новых правовых закономерностей, изложенных в тексте закона или в сообщениях об этом законе. Большинство населения узнает о законодательных новациях из средств массовой информации, не прибегая к анализу собственно текстов. В таком режиме восприятия юридически значимой информации толкование закона значительно зависит от интеллектуальных особенностей интерпретатора и его социальных коммуникаций. В структуру когнитивного опыта включаются накопленные знания о правовых предписаниях, способы декодирования информации, понятийные, архетипичные и семантические структуры536. Внимание слушающих и читающих должно быть сосредоточено на таких единицах речи, которые обладают статусом принудительности. В своей когнитивной функции язык в минимальной степени зависит от грамматической структуры. Субъект при восприятии информации об интерпретируемой норме осуществляет металингвистическую операцию – перевод нормы внешнего по отношению к нему закона в понятийный аппарат своего индивидуального опыта537.
Например, после разъяснения свидетелю перед допросом его прав и обязанностей, следователь или судья обязаны удостовериться в том, что ему понятны нормативные предписания закона. Свидетель осуществляет акт толкования – уяснения, формой (результатом) которого будет когнитивная конструкция (нормативный образ), отражающая в сознании субъекта его представления о смысле и содержании интерпретируемой нормы закона. После акта интерпретации свидетель расписывается в протоколе допроса (судебной расписке) о том, что ему понятна норма закона. Аналогичный интеллектуальный процесс осуществляет, например, эксперт перед началом производства судебной экспертизы. В процессе когнитивного толкования уяснение не объективируется в письменных актах, что не лишает его самостоятельности. Универсальная презумпция «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» вменяет каждому субъекту обязанность осуществлять когнитивное толкование – уяснение по всем нормативным предписаниям, действующим в государстве пребывания субъекта. Результатом этого толкования будет нематериализованный когнитивный образ.
Например, распространение курительной смеси, содержащей наркотические средства или психотропные вещества в различных государствах квалифицируется и наказывается неодинаково: от полного отсутствия наказания до наказания в виде смертной казни. Перечень изъятых из гражданского оборота наркотических средств и психотропных веществ, устанавливается, как правило, подзаконными актами. Состав преступления содержит, среди прочих, субъективную сторону, включающую мотив, умысел, вину. Следственный орган обязан доказать имманентными уголовному процессу средствами наличие умысла, мотива и вины субъекта в инкриминируемом преступлении. Но умысел, мотив и вина суть когнитивные феномены, наличие которых в сознании субъекта должно быть установлено на момент совершения инкриминируемого преступления. Из этого с необходимостью следует, что акт когнитивного толкования имеет крименообразующее значение, его самостоятельная форма требует дальнейших исследований.
Устная форма толкования выражается в произнесенных вслух разъяснениях нормы права. В этой форме обвинители, защитники, истцы, ответчики, третьи лица и иные участники интерпретируют применимые статьи законов в ходе устных судебных процессов. Некоторые правила судопроизводства предписывают только письменную форму обращений, исключая устное толкование из совокупности интерпретационных актов. В устной форме могут даваться юридические советы и рекомендации должностными лицами различных уровней и юристами при приеме граждан. Особенностью устного разъяснения является недостаточная формализация, невозможность предметно ссылаться на него и использовать в полной мере во взаимоотношениях с иными лицами.
Письменные акты толкования излагаются в текстуальной форме на бумажных и электронных носителях, составляют значительную часть всех интерпретационных актов. Именно в этой форме осуществляются разъяснения Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (до реформирования), Конституционного Суда РФ, министерств, комитетов, служб и иных ведомств. Особенностью письменной формы разъяснения является его фиксированность, а, следовательно, возможность (в ряде случаев – обязанность) использовать текст во взаимоотношениях с иными лицами, ссылаться на него.
Выделение правоприменительной формы толкования в самостоятельный класс обосновано необходимостью разделить толкование как общий процесс оценки норм закона от толкования при применении закона к конкретным правоотношениям (казуального толкования). Подобное разделение методологически давно признано, например, Верховный Суд РФ отделяет толкование в форме текстов Пленумов ВС РФ от формы обобщения судебной практики. Прецедент, являясь судебным решением по конкретному делу, относится именно к правоприменительной форме толкования закона. Перспективы российской интерпретационной концепции характеризуются дальнейшим развитием феномена прецедента толкования и обсуждением возможностей его трансформации в прецедент. Дискурс прецедентного права предоставляет возможность судье ссылаться на ratio decidendi предшествующего решения по аналогичному делу. Важным различием этой формы толкования является его нормативное значение (общеобязательность) в английской доктрине толкования права и декларирование ограниченного воздействия (только на конкретных лиц в установленных случаях) в российской концепции толкования.
- Роман Анатольевич Ромашов, Юрий Юрьевич Ветютнев, Евгений Никандрович Тонков Право – язык и масштаб свободы: монография
- Предисловие
- Глава 1 Право. Закон. Юриспруденция
- 1.1. Проблема формирования правовой парадигмы в современном мире
- 1.2. Чем вызваны дискуссии о правопонимании?
- 1.3. Реалистический позитивизм
- 1.4. Правовой реализм
- 1.4.1. Компаративный анализ вариантов правового реализма
- 1.4.2. Соотношение права и политики
- 1.4.3. Американский правовой реализм
- 1.4.4. Скандинавский правовой реализм
- 1.4.5. Российский правовой реализм
- 1.5. Соотношение права и закона в контексте юридико‑лингвистического анализа
- 1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси
- 1.5.2. Соотношение понятий «закон» и «узаконение» в Российской Империи
- 1.5.3. Соотношение понятий «право», «закон», «законодательный акт» в условиях советской политико‑правовой системы
- 1.5.4. Соотношение понятий «право» и «закон» в современном русском юридическом лексиконе
- 1.5.5. Соотношение понятий «право» и «закон» в языках английской и романо‑германской группы
- 1.6. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права
- 1.6.1. Интегральная юриспруденция: история проблемы
- 1.6.2. К вопросу о месте энциклопедии права в системе юридических наук и учебных дисциплин
- Глава 2 Свобода. Равенство. Иерархия
- 2.1. Свобода и воля
- 2.2. Свобода как ценность
- 2.3. Правовая ценность российской Конституции
- 2.4. Свобода и равенство
- 2.5. Иерархия и равенство как факторы государственного устройства России
- 2.6. Свобода и наказание в виде «лишения свободы»
- 2.7. Свобода и иерархия субъектов насилия
- Глава 3 Право – язык юридической коммуникации
- 3.1. К морфологии правовых коммуникаций
- 3.2. Языковой аспект правовой формы
- 3.3. Публичное и частное право как сферы юридической коммуникации
- 3.4. Правовые состояния и взаимодействия
- 3.5. Право, анархия, преступление и государство
- 3.6. Право солидарности
- Глава 4 Законы и закономерности права и государства
- 4.1. Что такое закономерность?
- 4.2. Закономерность и свобода
- 4.3. Право и революция
- 4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России
- 4.4.1. Линейное и цикличное измерение государственных закономерностей
- 4.4.2. Ритмы государственной политики
- Глава 5 Право и правовой статус личности
- 5.1. Теория правового статуса личности
- 5.2. Теоретико‑правовые аспекты социализации личности
- 5.3. Патриотизм и эгоизм как формы личной свободы
- 5.4. Индивидуальная нормативная система личности
- 5.4.1. Индивидуализация личных правил
- 5.4.2. Конфликт личности и общества
- 5.4.3. Формирование способности нарушать общие правила
- Глава 6 Толкование права и свободы
- 6.1. Обязательность толкования
- 6.2. Структура толкования
- 6.2.1. Понятия и определения
- 6.2.2. Стадии толкования: уяснение, разъяснение, применение
- 6.2.3. Формы выражения толкования: когнитивная, устная, письменная, правоприменительная
- 6.2.4. Субъекты и объем толкования
- 6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права
- 6.4. Толкователи свободы: идеальный судья Геркулес versus неидеальный судья Велес
- Глава 7 Юридическое образование – школа свободы
- 7.1. К генезису юридического образования в России
- 7.2. Юриспруденция XXI века: концепция конвейера
- 7.3. О современном образе высшего юридического образования
- Заключение
- Список источников