2.6. Свобода и наказание в виде «лишения свободы»
Под наказанием в виде лишения свободы в современном российском уголовном и уголовно‑исполнительном законодательстве понимается содержание осужденного в одном из специализированных учреждений уголовно‑исполнительной системы: исправительной колонии, колонии‑поселении, лечебном исправительном учреждении, воспитательной колонии, тюрьме. Вместе с тем, правоограничения, аналогичные установленным наказанием в виде лишения свободы, применяются к лицам, содержащимся в следственных изоляторах и с точки зрения презумпции невиновности считающимся невиновными, осужденным военнослужащим отбывающим наказание в виде ареста и содержания в дисциплинарной воинской части и т. п. Получается, что человека можно подвергнуть одним и тем же, либо однопорядковым лишениям, но в одном случае, будет считаться, что он лишен свободы, а в другом случае, что лишения свободы не происходит. Нелогичность такого подхода, на наш взгляд, очевидна. Кроме того, следует акцентировать внимание на несоответствие названий видов учреждений целям уголовного наказания. В современной России, в качестве унифицированного названия используется термин «исправительное учреждение». Вместе с тем, в процесс исполнения наказаний вовлечены воспитательные колонии (воспитательные центры), исправительные колонии, колонии‑поселения, тюрьмы, дисциплинарные воинские части, лечебные исправительные учреждения, арестные дома. В соответствие с действующим УК России, к целям уголовного наказания отнесены: восстановление социальной справедливости; исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений. Если следовать логике целевого подхода, то получается, что в отношении несовершеннолетних осужденных, в качестве целевой установки деятельности определяется воспитание (не отнесенное к целям уголовного наказания). Что же касается дисциплинарных воинских частей, то возникает вопрос: какое отношение они имеют к уголовно‑исполнительной системе и системе исполнения уголовных наказаний? Полагаем, что данный сегмент является историческим анахронизмом, который должен быть купирован. Принцип равенства всех перед законом и судом, предполагает привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений предусмотренных действующим уголовным законом всех граждан, не зависимо от их социально‑профессионального статуса. Не понятно, почему за совершение одного и того же преступления военнослужащий офицер должен подвергаться одному наказанию, а солдат служащий по призыву другому. Кроме того, не может не вызывать критики сам факт существования в министерстве обороны, собственных учреждений исполнения уголовных наказаний, кстати, как и специализированных постоянно действующих военных судов и военной прокуратуры. Такая система структурирования ведомственных правоохранительных и судебных органов, с одной стороны подвержена многочисленным коррупционным рискам, а с другой представляет реальную угрозу обеспечению и защите прав и законных интересов личности.
Полагаем, что словосочетание «лишение свободы» должно быть исключено из перечня видов уголовных наказаний, поскольку в любом случае, речь идет не о лишении, а об ограничении свободы, посредством определенного режима исполнения наказаний. В качестве вида уголовного наказания следует определить содержание в течение определенного срока осужденного в учреждении УИС в рамках определенного режима исполнения наказания. При этом в зависимости от поведения конкретного осужденного режим может изменяться как в сторону смягчения и расширения масштабов индивидуальной свободы, так и в сторону ужесточения. Так, к примеру, именно свобода является ценностным основанием таких поощрительных мер, как условно‑досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации)213, а также предоставление дополнительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги, увеличение времени прогулки осужденным, разрешения на проведение за пределами колонии‑поселения выходных и праздничных дней (ч. 1, 2 ст. 113 Уголовно‑исполнительного кодекса Российской Федерации)214. При этом речь идет не о подлинном увеличении объема свободы, а лишь о полном или частичном снятии тех ограничений, которые были ранее наложены в порядке уголовного наказания.
- Роман Анатольевич Ромашов, Юрий Юрьевич Ветютнев, Евгений Никандрович Тонков Право – язык и масштаб свободы: монография
- Предисловие
- Глава 1 Право. Закон. Юриспруденция
- 1.1. Проблема формирования правовой парадигмы в современном мире
- 1.2. Чем вызваны дискуссии о правопонимании?
- 1.3. Реалистический позитивизм
- 1.4. Правовой реализм
- 1.4.1. Компаративный анализ вариантов правового реализма
- 1.4.2. Соотношение права и политики
- 1.4.3. Американский правовой реализм
- 1.4.4. Скандинавский правовой реализм
- 1.4.5. Российский правовой реализм
- 1.5. Соотношение права и закона в контексте юридико‑лингвистического анализа
- 1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси
- 1.5.2. Соотношение понятий «закон» и «узаконение» в Российской Империи
- 1.5.3. Соотношение понятий «право», «закон», «законодательный акт» в условиях советской политико‑правовой системы
- 1.5.4. Соотношение понятий «право» и «закон» в современном русском юридическом лексиконе
- 1.5.5. Соотношение понятий «право» и «закон» в языках английской и романо‑германской группы
- 1.6. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права
- 1.6.1. Интегральная юриспруденция: история проблемы
- 1.6.2. К вопросу о месте энциклопедии права в системе юридических наук и учебных дисциплин
- Глава 2 Свобода. Равенство. Иерархия
- 2.1. Свобода и воля
- 2.2. Свобода как ценность
- 2.3. Правовая ценность российской Конституции
- 2.4. Свобода и равенство
- 2.5. Иерархия и равенство как факторы государственного устройства России
- 2.6. Свобода и наказание в виде «лишения свободы»
- 2.7. Свобода и иерархия субъектов насилия
- Глава 3 Право – язык юридической коммуникации
- 3.1. К морфологии правовых коммуникаций
- 3.2. Языковой аспект правовой формы
- 3.3. Публичное и частное право как сферы юридической коммуникации
- 3.4. Правовые состояния и взаимодействия
- 3.5. Право, анархия, преступление и государство
- 3.6. Право солидарности
- Глава 4 Законы и закономерности права и государства
- 4.1. Что такое закономерность?
- 4.2. Закономерность и свобода
- 4.3. Право и революция
- 4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России
- 4.4.1. Линейное и цикличное измерение государственных закономерностей
- 4.4.2. Ритмы государственной политики
- Глава 5 Право и правовой статус личности
- 5.1. Теория правового статуса личности
- 5.2. Теоретико‑правовые аспекты социализации личности
- 5.3. Патриотизм и эгоизм как формы личной свободы
- 5.4. Индивидуальная нормативная система личности
- 5.4.1. Индивидуализация личных правил
- 5.4.2. Конфликт личности и общества
- 5.4.3. Формирование способности нарушать общие правила
- Глава 6 Толкование права и свободы
- 6.1. Обязательность толкования
- 6.2. Структура толкования
- 6.2.1. Понятия и определения
- 6.2.2. Стадии толкования: уяснение, разъяснение, применение
- 6.2.3. Формы выражения толкования: когнитивная, устная, письменная, правоприменительная
- 6.2.4. Субъекты и объем толкования
- 6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права
- 6.4. Толкователи свободы: идеальный судья Геркулес versus неидеальный судья Велес
- Глава 7 Юридическое образование – школа свободы
- 7.1. К генезису юридического образования в России
- 7.2. Юриспруденция XXI века: концепция конвейера
- 7.3. О современном образе высшего юридического образования
- Заключение
- Список источников