logo search
ОУИС - УМК / Теория / Теория

6.2.4. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (рыночный)

Методы рыночного подхода или сравнительного анализа продаж предполагают определение стоимости оцениваемой ИС на основе анализа цены сделок купли-продажи аналогичных ОИС, с учетом поправок на различие характеристик ОИС. Однако, эти методы имеют ограниченное применение в силу уникальности и специфики ОИС, разнообразия условий коммерческих сделок и конфиденциальности сведений по ним, а также невозможность нахождения полного аналога оцениваемой интеллектуальной собственности.

Если методические приемы затратного и доходного подходов достаточно четко формализованы и отработаны в аналитическом плане, то при применении методов подхода на основе сравнительного анализа продаж возникает ряд проблем, требующих проведения соответствующих методологических исследований.

Метод на основе подхода сравнительного анализа продаж позволяет рассчитать стоимость оцениваемого ОИС путем внесения поправок в цены продаж объектов-аналогов ОИС, выбранных для сравнения.

Метод на основе подхода сравнительного анализа продаж позволяет рассчитать стоимость оцениваемого ОИС путем внесения поправок в цены продаж объектов-аналогов ОИС, выбранных для сравнения.

Общая модель сравнительного анализа продаж выглядит следующим образом:

Ср = Сс * Пс,

где Ср - расчетная величина рыночной стоимости оцениваемого ОИС методом на основе сравнительного анализа продаж;

Сс - скорректированная величина стоимости сопоставимого ОИС-аналога на дату оценки с оцениваемым ОИС;

Пс - совокупная величина поправок к скорректированной величине стоимости сопоставимого ОИС-аналога, отражающая количественные и качественные различия между характеристиками оцениваемого ОИС и сопоставимого ОИС.

Сопоставимые параметры проданного и оцениваемого ОИС должны быть схожи в отношении даты продажи, экономических условий, физических характеристик и конкурентоспособности на одном и том же рынке, т.е. с позиции спроса и предложения они должны находиться примерно в одинаковом положении. Иначе, перенос стоимостных показателей с сопоставимого ОИС на оцениваемый ОИС может привести к ошибочным результатам.

Тогда, скорректированная величина стоимости сопоставимого ОИС Сс для переноса на оцениваемый ОИС определяется по формуле:

Сс = Са * Кi - А,

где Са - цена продажи сопоставимого объекта (ОИС-аналога) на день продажи (на дату сделки);

Кi - коэффициент, учитывающий изменение индекса инфляции за период с даты совершения сделки до даты оценки для сравнения с оцениваемым ОИС, рассчитываемый с помощью специальных индексов ( отраслевые индексы, индексы потребительских цен и т.п.).

Другим вариантом индексации средств является процедура, построенная на предположении о том, что эти средства в документально зафиксированный момент времени не направлялись на разработку оцениваемого ОИС, а переводились по текущему обменному курсу в доллары США и уже в виде свободно конвертируемой валюты вкладывались в коммерческий банк под проценты.

А - величина начисленной амортизации за период с даты совершения сделки с ОИС-аналогом до даты оценки рассматриваемого ОИС, определяемая по формуле:

А = Са * m /k,

где m - период с даты совершения сделки по ОИС-аналогу до даты оценки при сравнительном анализе продаж, (в месяцах);

k - полный срок амортизации, определяемый исходя преимущественно из экономического срока службы оцениваемого актива, (в месяцах).

Величина совокупной поправки к скорректированной величине стоимости сопоставимого ОИС-аналога, отражающая количественные и качественные различия между характеристиками оцениваемого ОИС и сопоставимого ОИС-аналога является функцией, зависящей от многих факторов.

Для оценки объектов промышленной собственности сложно определить все эти данные, однако для товарных знаков в области виноделия, такая задача упрощается благодаря рынку лицензий на государственные товарные знаки, а рынок программ ЭВМ настолько развит, что рыночный подход выходит на первое место при их оценке.

Выводы: