1. Методика написания рефератов и подготовки докладов
Реферат представляет собой письменное индивидуальное или коллективное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.
Доклад представляет собой устное публичное сообщение на определенную тему, включающее обзор соответствующих литературных и других источников и (или) краткое изложение монографии, книги, статьи, научного исследования.
Реферат и доклад является сокращенным устным или письменным пересказом содержания научного литературного источника, источника Римского частного права.
Написание рефератов и подготовка докладов практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимых профессиональных навыков и подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: исследования и изучения источников Римского частного права, литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материалов, выделения главного, формулирования выводов и т.п. С помощью докладов и рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса учится логично, последовательно и лаконично излагать материал, свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своей работы публично.
Подготовка рефератов и докладов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать разнообразные общественно-политические явления, вести дискуссию.
Процесс написания реферата включает:
Выбор темы и составление примерного плана;
Подбор и изучение источников;
Подбор и изучение учебной и научной литературы;
Написание текста работы и ее оформление;
Устное изложение реферата (по желанию студента).
Процесс подготовки доклада включает:
Выбор темы и составление примерного плана;
Подбор и изучение источников;
Подбор и изучение учебной и научной литературы;
Подготовка текста устного доклада;
Устное публичное изложение доклада.
Рефераты и доклады подготавливаются по наиболее актуальным темам. Темы рефератов и докладов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения, взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.
Рекомендованная в рабочей программе курса тематика рефератов и докладов является примерной, поэтому по желанию студента может быть выбрана иная тема, которая должна быть предварительно согласована с научным руководителем.
Работу над докладом или рефератом следует начинать с общего ознакомления с выбранной темой через прочтение учебника, учебного пособия, конспектов лекций. После этого следует изучать литературные и иные источники, рекомендуемые преподавателем. При этом перечень рекомендуемых источников не обязывает студента строго следовать им, студент может использовать и иные источники по собственной инициативе, если они позволяют наиболее полно и объективно отражать материал реферата или доклада. Самостоятельно студент подбирает источники информации с использованием библиографии библиотек, электронные ресурсы. Следует уделить особое внимание литературе по выбранной проблематике, публикуемой в специальных юридических периодических журналах.
В процессе изучения указанных источников рекомендуется делать выписки, последовательно и постепенно группируя и накапливая информацию, теоретический и практический материал.
План реферата или доклада должен быть составлен таким образом, чтобы раскрывалась выбранная тема.
Реферат или доклад, как правило, состоит из введения, основного материала, заключения. Во введении обосновывается научная и практическая значимость выбранной темы, цели и задачи поставленные студентом. Основной материал содержит информацию, раскрывающую суть избранной проблемы и пути ее решения, а также различные взгляды на нее. В заключении формируются выводы, оценки, предложения, которые должны содержать личную правовую позицию студента по рассмотренной им теме.
Изложение материала реферата или доклада должно быть кратким, точным, логичным, последовательно. Необходимо использовать термины, свойственные Римскому частному праву, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания могут быть сокращены по тексту, но смысл сокращений должен быть ясен и понятен из контекста.
В текст рефератам или доклада можно включать схемы и таблицы, которые помогают раскрыть содержание и суть выбранной для исследования проблемы, а также систематизировать полученные студентом в процессе исследования знания.
Объем реферата от 5 до 10 машинописных страниц формата А4. Реферат может быть подготовлен в рукописном виде, позволяющим его прочтение.
На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию, инициалы, форму обучения, номер группы, а также фамилию, инициалы, ученую степень, звание научного руководителя, а в самом конце - дату написания работы и личную подпись.
Особое внимание следует уделить оформление научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок, которые делаются постранично внизу основного текста. Сноска на источник должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующе положение. Для статей из журналов и сборников следует указывать фамилию, инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника с указанием года издания, номера (или выпуска), страниц. При ссылке на газету указываются название, год, дата.
Сноски следует оформлять в соответствии с требованиями, предусмотренными для оформления библиографического списка, установленными действующим законодательством.
Объем доклада до 4 машинописных страниц формата А4. Доклад в устной форме должен занимать не более 10 минут аудиторного времени. Способ фиксации материала для доклада определяется студентом самостоятельно.
Текст реферата или доклада после его окончательной подготовки и оформления подлежит тщательной проверке студентом. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.
Срок подготовки реферата или доклада определяется научным руководителем, но не может быть менее 7 календарных дней.
Содержание доклада обязательно устно освещается студентом на семинаре, научной конференции. Содержание реферата может освещаться студентом на семинаре устно по его желанию.
Докладчик должен освоить основные нормативные предписания и дополнительную литературу и эффективно донести ее до слушателей доклада, которые могут фиксировать главные идеи доклада. Студент в течение 7-10 минут в устной форме кратко излагает основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты с указанием на слабые и сильные стороны доклада. Докладчику предоставляется возможность аргументировать свою позицию по указанным оппонентами «недостаткам» доклада. На основе обсуждения студенту выставляется оценка.
- Рабочая программа
- Составитель: старший преподаватель Негодяев в.В.
- Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
- Организационно-методический раздел
- 1. Пояснительная записка
- 2. Тематический план
- 3. Содержание учебного курса
- 3.1. Программа курса
- Раздел 1. Наследственное право
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Тема 3. Наследование по закону
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества.
- Раздел 2. Право интеллектуальной собственности
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Тема 8. Авторское право на программы для эвм и базы данных
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Тема 15. Право на топологии интегральных микросхем
- Тема 16. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Тема 17. Право на наименование места происхождения товара
- Тема 18. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Тема 19. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Тема 20. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- 3.2. Содержание практических занятий
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Тема 3. Наследование по закону
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества. Наследование отдельных видов имущества
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими.
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Тема 15. Прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Тема 16. Право на наименование места происхождения товара
- Тема 17. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Тема 18. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Тема 19. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- 4. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине.
- 4.1. Основная литература
- Нормативные правовые акты
- 4.3. Дополнительная литература
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 6. Вопросы к зачёту по курсу «Гражданское право. Часть 3» (до, озо)
- 7. Изменения и дополнения
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское право. Часть 3» для студентов
- Методические рекомендации для решения тестов
- Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- 1. Методика написания рефератов и подготовки докладов
- 2.Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к сдаче зачета
- 3. Учебно-методические материалы
- 3.1.Семинарские занятия
- Раздел 1: наследование
- Тема 1. Понятие, значение и основные институты наследственного права
- Нормативные правовые акты
- Материалы судебно-арбитражной практики
- Дополнительная литература
- Тема 2. Наследование по завещанию
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменные задания
- Тема 3. Наследование по закону
- Дополнительная литература
- Письменные задания
- Тема 4. Принятие наследства и отказ от наследства. Раздел и охрана наследственного имущества. Наследование отдельных видов имущества
- Дополнительная литература
- Раздел 2: право интеллектуальной собственности
- Тема 5. Общие положения о праве интеллектуальной собственности (интеллектуальных правах): понятие, значение, законодательство. Объекты и субъекты интеллектуальных прав
- Нормативные правовые акты
- Материалы судебно-арбитражной практики
- Дополнительная литература
- Тема 6. Интеллектуальные права: система, содержание, использование и распоряжение, управление правами, охрана и защита прав
- Дополнительная литература:
- Тема 7. Авторское право: понятие, значение, функции, источники, объекты, субъекты
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 8. Авторское право на программы для эвм и базы данных
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 9. Авторские права и их ограничения. Авторские договоры. Защита авторских прав
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 10. Права, смежные с авторскими (смежные права)
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 11. Патентное право: понятие, значение, источники, объекты, субъекты
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 12. Субъекты патентного права. Патентные права, их использование и распоряжение ими.
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 13. Получение, прекращение и восстановление действия патента. Защита патентных прав
- Тема 14. Право на селекционное достижение
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 15. Право на топологии интегральных микросхем
- Нормативные правовые акты:
- Дополнительная литература
- Тема 16. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Право на товарный знак и знак обслуживания
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 16. Право на наименование места происхождения товара
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Тема 17. Право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание
- Тема 18. Право на секрет производства (ноу-хау)
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература
- Письменное задание (по вариантам)
- Тема 19. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
- Нормативные правовые акты
- Дополнительная литература:
- 3.2.Методические указания для преподавателей, ведущих семинарские занятия
- I. Подготовка к первому (вводному) практическому занятию.
- Методика решения учебных дел (задач) по гражданскому праву