Пояснительная запискак проекту Федерального закона "о государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением"
Достижение в правовом государстве реальной гласности и открытости всех исходных базовых информационных позиций, характеризующих эффективность функционирования политической системы государства и всех институтов гражданского общества, является необходимым условием доверия граждан к государству, в том числе, в части его способности обеспечить взятое на себя обязательство признания и гарантирования обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере предупреждения и пресечения преступлений, соблюдения принципов неотвратимости, справедливости, законности и обоснованности уголовного преследования.
Проект Федерального закона "О государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением" (далее - Федеральный закон о регистрации преступлений) направлен на правовое обеспечение точного и единообразного регулирования важных социальных отношений, возникающих в сфере учета преступных деяний, отражающих криминогенную ситуацию в Российской Федерации. Его принятие позволит повысить эффективность деятельности государства и его разветвленного правоохранительного механизма по проведению внутренней политики в борьбе с преступностью.
Возникающие в современных условиях правовые отношения, вызываемые процессом регистрации и учета преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением, в своем основном предмете регулирования основываются на подзаконных правовых актах. Этими подзаконными актами устанавливаются правовые нормы, предусматривающие процессуальный порядок регистрации и учета преступлений, а также объектов, отражающих результаты деятельности органов государственной власти Российской Федерации в связи с реализацией ими собственных правоохранительных функций и правосудия по уголовным делам. Подзаконными нормами регулируется и статистический учет названных объектов правового регулирования, а также вопросы создания условий доступности к информации о преступности и борьбе с нею. Такой уровень правового регулирования не соответствует требованию Конституции РФ.
Общеизвестно, что установление и регулирование правового порядка формирования общественных отношений в сфере информации и официального статистического учета, в том числе и в части фиксации данных о преступности, а также принятия правовых норм, относящихся к уголовно-процессуальному законодательству, согласно действующих в нормативном единстве норм статей 71 и 76 Конституции РФ, относятся к ведению Российской Федерации и подлежат регулятивному воздействию посредством издания федеральных законов Российской Федерации.
С принятием Федерального закона о регистрации преступлений следует ожидать значительное улучшение состояния дел с учетно-регистрационной дисциплиной всего комплекса организационной, процессуальной и государственно-правовой деятельности, отражающей полноту и точность регистрации и учета поступающей информации о преступлениях и вызываемые противоправными преступными деяниями социально-экономические, нравственные и правовые последствия. Качественно новый уровень законодательного регулирования общественных отношений в сфере регистрации и учета преступлений и иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением позволит:
а) обеспечить полную и достоверную информацию о криминогенной ситуации в Российской Федерации, о количестве и структуре готовящихся и совершенных преступлениях, о результатах движения уголовных дел в досудебном и судебном производстве;
б) установить единый федеральный законодательный порядок регулирования такого социально важного объекта общественных отношений, которые вызываются регистрационной и учетной деятельностью государства в части фиксации преступности и борьбы с нею в Российской Федерации;
в) создать общегосударственную федеральную систему регистрации и учета преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением, гарантирующую общедоступность к обозначенной государственной статистической отчетности;
г) обеспечить единообразную правоприменительную практику федеральных органов государственной власти в сфере регистрации, учета и статистической отчетности о готовящихся или совершенных преступлениях, а также иных объектах регистрации и учета, обусловленных их совершением;
д) повысить уровень правовой ответственности органов государства и их должностных лиц за достоверность, полноту и своевременность предоставления информации о преступности и борьбе с нею и данных официального статистического учета по обозначенному объекту законодательного регулирования.
Принятие Федерального закона о регистрации преступлений, прежде всего, позволит совершенствовать практику органов государства по осуществлению существенно значимой для всего общества государственной деятельности по регистрации и учету преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением. Принятие данного закона также позволит более результативно обеспечить противодействие антигосударственной деятельности по укрытию от регистрации сообщений о преступлениях и укрытию от учета преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением. Как свидетельствует сложившаяся за последние 20 лет практика регистрации и учета преступлений, что находит свое отражение в современных исследованиях, на фоне роста за последние 20 лет зарегистрированных и взятых на учет преступлений в 3,2 раза (с 1,18 млн. в 1987 году до 3,58 млн. в 2007 году), сохраняется устойчивая тенденция укрытия преступлений до одной четверти учтенных преступлений*(614). Однако, действующие подзаконные нормативные правовые акты в сфере регистрации и учета сведений о преступности не позволяют эффективно противостоять указанной противогосударственной деятельности.
Изложенные выше обстоятельства, а также отсутствие в сфере государственной регистрации и учета преступлений федерального закона как единственного источника правового регулирования этого объекта, не только препятствует наведению порядка в соблюдении учетно-регистрационной дисциплины, но и ограничивает, в определенной мере, государство и существующие в Российской Федерации институты гражданского общества в создании действенного вневедомственного государственного механизма контроля и надзора, а также общественного контроля за данной государственной сферой деятельности. В связи с этим, законопроектом предлагается в структуре Федерального закона предусмотреть самостоятельную главу, нормы которой регулируют государственный межведомственный контроль и сильный прокурорский надзор за исполнением правовых установлений данного Федерального закона.
Учитывая важную роль осуществления государственной регистрации и учета преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением, законопроект устанавливает принципы данной государственной деятельности. Им также предусматривается действенная система информирования органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, научных учреждений и населения о состоянии преступности и борьбе с нею. Так, законопроект предполагает: систематическое информирование органов государственной власти и местного самоуправления о данных, характеризующих объект законодательного регулирования; публикацию этих сведений в государственных СМИ Российской Федерации и ее субъектов, а также размещении этих сведений в сети Интернет.
Законопроект не требует внесения существенных изменений в другие федеральные законы Российской Федерации. Его реализация не потребует расширения штатной численности государственных органов, занимающихся регистрацией и учетом преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением. Не предполагается также и увеличения финансирования в связи с принятием предлагаемого законопроекта.
Принятие законодателем проекта указанного выше Федерального закона будет способствовать повышению эффективности работы органов федеральной государственной власти - субъектов регистрации и учета преступлений в части полноты, достоверности, объективности и своевременности предоставления соответствующим субъектам механизма государства и гражданского общества информации о преступности и борьбе с нею в Российской Федерации. Данный закон поможет снять существующие еще ограничения в реализации конституционных прав граждан на получение достоверной информации и ее использование. Законопроект предусматривает безусловность реализации указанных выше функций субъектами регистрации и учета преступлений под их ответственность.
Приложение N 2
- Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность) Предисловие
- § 2. Уголовное преследование как институт уголовно-процессуального права и одно из основных направлений деятельности прокурора
- § 4. Международный и зарубежный опыт реализации уголовного преследования: пределы его учета
- Глава 2. Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве § 1. Правовые основы деятельности прокурора и его полномочия в досудебном производстве
- § 2. Соотношение статуса прокурора с процессуальным положением основных участников досудебного производства
- Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях
- Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при совершении действий по проверке повода и оснований для возбуждения уголовного дела
- Рассмотрение жалоб на отказ в приеме сообщений о преступлениях
- Надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела
- Сведения о количестве зарегистрированных преступлений, их раскрываемости и числе выявленных лиц, их совершивших (1987-2007 гг.)*(224).
- § 2. Надзор за исполнением закона при совершении следственных действий и предъявлении обвинения
- § 3. Надзор за исполнением закона при избрании и реализации мер процессуального принуждения
- § 4. Надзор за исполнением закона при приостановлении и возобновлении предварительного расследования
- § 5. Надзор за исполнением закона при рассмотрении прокурором поступившего уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом
- § 6. Прокурорский надзор и судебный контроль в досудебных стадиях производства по уголовным делам
- § 2. Формы государственного обвинения на этапе разрешения уголовного дела по существу - процессуально-правовая основа реализации уголовного преследования в суде
- § 3. Отказ государственного обвинителя от обвинения - процессуальный вид обвинительной деятельности и правовая основа прекращения уголовного преследования в суде первой инстанции
- § 2. Участие государственного обвинителя в судебном следствии
- § 3. Поддержание обвинения государственным обвинителем в прениях сторон
- § 4. Особенности реализации государственного обвинения в суде присяжных
- § 2. Прокурор - субъект апелляционного обжалования и пересмотра уголовных дел в суде апелляционной инстанции
- § 3. Реализация полномочий прокурора при проверке в судах кассационной и надзорной инстанций законности приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу
- § 4. Прокурор - субъект пересмотра уголовных дел на стадии их производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- Заключение
- Литература:
- I. Нормативно-правовые и судебные акты
- II. Книги. Монографии. Комментарии.
- III. Диссертации. Авторефераты.
- IV. Сборники статей. Периодическая литература.
- Проект Федеральный законО государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Прием, регистрация и проверка сообщений о преступлениях
- Глава 3. Учет преступлений по возбужденным уголовным делам
- Глава 4. Учет лиц, совершивших преступления
- Глава 5. Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений
- Глава 6. Учет материального ущерба, причиненного преступлением, и обеспечение его возмещения
- Глава 7. Учет сведений о потерпевших в связи с совершением преступлений.
- Глава 8. Учет судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу.
- Глава 9. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона
- Глава 10. Переходные положения
- Пояснительная запискак проекту Федерального закона "о государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением"
- Информацияо законодательных инициативах в.Ф. Крюкова, сформулированных им в работе "Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность)"