Сведения о количестве зарегистрированных преступлений, их раскрываемости и числе выявленных лиц, их совершивших (1987-2007 гг.)*(224).
Годы | Кол-во зарегистрированных преступлений | Число лиц, выявленных за их совершение | Кол-во раскрытых преступлений | Раскрываемость преступлений (%) |
1987 | 1185914 | 963388 | Нет данных | Нет данных |
1988 | 1220361 | 834673 | Нет данных | Нет данных |
1989 | 1619181 | 847577 | Нет данных | Нет данных |
1990 | 1839451 | 897299 | Нет данных | Нет данных |
1991 | 2167964 | 956258 | 1022518 | 47,2 |
1992 | 2760652 | 1148962 | 1217269 | 44,1 |
1993 | 2799614 | 1262737 | 1394559 | 49,8 |
1994 | 2632708 | 1441568 | 1578063 | 59,9 |
1995 | 2755669 | 1595501 | 1745203 | 63,3 |
1996 | 2625081 | 1618394 | 1843510 | 70,2 |
1997 | 2397311 | 1372161 | 1678066 | 70,0 |
1998 | 2581940 | 1481503 | 1837910 | 71,2 |
1999 | 3001700 | 1717395 | 2159124 | 71,9 |
2000 | 2952367 | 1741439 | 2184514 | 74,0 |
2001 | 2968255 | 1644242 | 2068320 | 69,7 |
2002 | 2526305 | 1257700 | 1541007 | 61,0 |
2003 | 2756398 | 1236733 | 1518659 | 55,1 |
2004 | 2893810 | 1222504 | 1569288 | 54,2 |
2005 | 3554738 | 1297123 | 1698663 | 47,8 |
2006 | 3855373 | 1360860 | 1794517 | 46,5 |
2007 | 3582541 | 1317582 | 1775165 | 48,78 |
Оценивая в целом приведенные показатели, видим, что в Российской Федерации действительно имеет место кризис современной уголовной политики государства, причины которого многофакторны. Среди них, как относящиеся к предмету исследования, следует выделить низкую эффективность уголовного преследования, в том числе и слабую результативность воздействия уголовно-процессуального института возбуждения уголовного дела на качество организации предварительного следствия и дознания.
Общеизвестно, что процедура возбуждения уголовного дела всегда регулировалась уголовно-процессуальным законом. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 г. N 141-ФЗ) при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах установленной УПК РФ компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
Как видим, действующий УПК РФ даже в сравнении с его первоначальной редакцией согласно Федеральному закону от 18.12.2001 г. N 174-ФЗ полномочия прокурора о возбуждении уголовного дела при принятии итогового решения в исследуемой стадии не предусматривает, что, на наш взгляд, является ошибочным законодательным решением. В то же время, мы полагаем, что отмена в УПК РФ процессуального института дачи согласия прокурора на возбуждение следователем, дознавателем и органом дознания уголовного дела в целом следует оценить положительно, поскольку указанная новелла процедуры возбуждения уголовных дел по УПК РФ 2001 года ничего, кроме путаницы и волокиты не вносила*(225).
Сравнительный анализ прежней и действующей редакции ч. 4 ст. 146 УПК РФ показывает, что по действующему закону необходимо направлять прокурору только копию постановления о возбуждении уголовного дела без материалов проверки сообщения о преступлении. Заметим сразу, что в обозначенных ранее приказах Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 и N 137 предусмотрено, что "в тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа, органа дознания и дознавателя представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения". Эта позиция Генеральной прокуратуры РФ является обоснованной, так как она вытекает из смысла норм ч. 2 ст. 37 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, позволяющих прокурору реализовать данное полномочие.
Уголовно-процессуальный закон Российской Федерации предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования, должностного положения отдельных категорий лиц. Имеются различия в полномочиях лиц, наделенных правом возбуждения уголовных дел. В связи с этим, в литературе высказано суждение о том, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела влечет в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ признание всех последующих процессуальных действий, не имеющими юридической силы*(226).
На наш взгляд, данная позиция ошибочна, так как в обозначенном суждении произошла подмена правовых явлений. В частности, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и закрепленная в УПК РФ специальная норма (ст. 75) действительно предусматривают недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований федеральных законов. В этом случае они не имеют юридической силы.
Что же касается принятия процессуального решения с нарушением уголовно-процессуального закона, не связанного с доказыванием, в том числе принятие постановления о возбуждении уголовного дела с нарушением требований УПК РФ, то это нарушение вызывает иные правовые последствия. Полагаем, что в этом случае неустраненное нарушение порядка возбуждения уголовного дела, в соответствии с нормой п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения.
При такой ситуации прокурор, установив факт вынесения постановления о возбуждении уголовного дела с нарушением порядка его принятия, должен вынести мотивированное постановление об отмене данного постановления как незаконного и направить материалы уголовного дела начальнику органа дознания или руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с нормами главы 20 УПК РФ или согласно требованиям ст. 154 ("Выделение уголовного дела"), ст. 448 ("Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий граждан"), ст. 459 ("Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации") УПК РФ.
Следует иметь в виду, что в соответствии со сложившейся судебной практикой Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, в случае нарушения порядка возбуждения уголовного дела следственные и иные процессуальные действия, проведенные после возбуждения уголовного дела с нарушением порядка, признаются допустимыми доказательствами после соблюдения установленного законом порядка возбуждения данного уголовного дела*(227). Такой подход, с нашей точки зрения, является обоснованным.
При поступлении к прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела последний проверяет законность и обоснованность принятия данного процессуального решения, в том числе проверяет, соблюдена ли процессуальная форма предварительного расследования, выполнены ли требования уголовно-процессуального закона о подследственности (ст. 151 УПК РФ), а также другие процессуальные требования, определяющие законность и обоснованность начала производства по уголовному делу. Необходимо иметь в виду, что споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК РФ), а определение подследственности по делам, расследуемым в форме предварительного следствия, - руководитель следственного органа, а по делам, расследуемым в форме дознания, - прокурор.
Исследуя надзорные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела в отношении гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, мы находим своеобразие правовых отношений, отражающих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (Часть 5 УПК РФ). Органы дознания, дознаватель, а также руководитель следственного органа и следователь вправе, как известно, принять итоговое решение в стадии возбуждения уголовного дела только при условии, если к ним поступают материалы компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования граждан Российской Федерации, совершивших преступление на территории данного государства, предварительно рассмотренные и направленные для рассмотрения по существу Генеральной прокуратурой РФ в орган дознания или в орган предварительного следствия (ч. 2 ст. 459 УПК РФ).
В практике прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела особое место занимает надзорная деятельность прокурора в связи с процессуальной деятельностью дознавателя и следователя при принятии ими постановления о выделении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица в отдельное производство для производства предварительного расследования (ч. 3 ст. 154 УПК РФ). По существу принятия обозначенного процессуального решения следователем и дознавателем следует признать, что такое решение является самостоятельной процессуальной формой возбуждения уголовного преследования, о чем обоснованно указывается в современной литературе*(228).
Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела является непременным условием успешного раскрытия преступления, эффективного решения задач собирания доказательств, предотвращения возможности их утраты и, в конечном счете, установления истины по делу. Как промедление, так и поспешность возбуждения уголовного дела одинаково вредны и неприемлемы для реализации назначения уголовного судопроизводства. Полномочия прокурора, закрепленные в его правовом статусе, призваны обеспечить реализацию изложенных выше задач.
- Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность) Предисловие
- § 2. Уголовное преследование как институт уголовно-процессуального права и одно из основных направлений деятельности прокурора
- § 4. Международный и зарубежный опыт реализации уголовного преследования: пределы его учета
- Глава 2. Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве § 1. Правовые основы деятельности прокурора и его полномочия в досудебном производстве
- § 2. Соотношение статуса прокурора с процессуальным положением основных участников досудебного производства
- Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях
- Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при совершении действий по проверке повода и оснований для возбуждения уголовного дела
- Рассмотрение жалоб на отказ в приеме сообщений о преступлениях
- Надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела
- Сведения о количестве зарегистрированных преступлений, их раскрываемости и числе выявленных лиц, их совершивших (1987-2007 гг.)*(224).
- § 2. Надзор за исполнением закона при совершении следственных действий и предъявлении обвинения
- § 3. Надзор за исполнением закона при избрании и реализации мер процессуального принуждения
- § 4. Надзор за исполнением закона при приостановлении и возобновлении предварительного расследования
- § 5. Надзор за исполнением закона при рассмотрении прокурором поступившего уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом
- § 6. Прокурорский надзор и судебный контроль в досудебных стадиях производства по уголовным делам
- § 2. Формы государственного обвинения на этапе разрешения уголовного дела по существу - процессуально-правовая основа реализации уголовного преследования в суде
- § 3. Отказ государственного обвинителя от обвинения - процессуальный вид обвинительной деятельности и правовая основа прекращения уголовного преследования в суде первой инстанции
- § 2. Участие государственного обвинителя в судебном следствии
- § 3. Поддержание обвинения государственным обвинителем в прениях сторон
- § 4. Особенности реализации государственного обвинения в суде присяжных
- § 2. Прокурор - субъект апелляционного обжалования и пересмотра уголовных дел в суде апелляционной инстанции
- § 3. Реализация полномочий прокурора при проверке в судах кассационной и надзорной инстанций законности приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу
- § 4. Прокурор - субъект пересмотра уголовных дел на стадии их производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- Заключение
- Литература:
- I. Нормативно-правовые и судебные акты
- II. Книги. Монографии. Комментарии.
- III. Диссертации. Авторефераты.
- IV. Сборники статей. Периодическая литература.
- Проект Федеральный законО государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Прием, регистрация и проверка сообщений о преступлениях
- Глава 3. Учет преступлений по возбужденным уголовным делам
- Глава 4. Учет лиц, совершивших преступления
- Глава 5. Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений
- Глава 6. Учет материального ущерба, причиненного преступлением, и обеспечение его возмещения
- Глава 7. Учет сведений о потерпевших в связи с совершением преступлений.
- Глава 8. Учет судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу.
- Глава 9. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона
- Глава 10. Переходные положения
- Пояснительная запискак проекту Федерального закона "о государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением"
- Информацияо законодательных инициативах в.Ф. Крюкова, сформулированных им в работе "Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность)"