logo
Уголовное судопроизводство / Kryukov_V_F_Prokuror_v_ugolovnom_sudoproizvodstve_Rossii_is

Сведения о количестве зарегистрированных преступлений, их раскрываемости и числе выявленных лиц, их совершивших (1987-2007 гг.)*(224).

Годы

Кол-во зарегистрированных преступлений

Число лиц, выявленных за их совершение

Кол-во раскрытых преступлений

Раскрываемость преступлений (%)

1987

1185914

963388

Нет данных

Нет данных

1988

1220361

834673

Нет данных

Нет данных

1989

1619181

847577

Нет данных

Нет данных

1990

1839451

897299

Нет данных

Нет данных

1991

2167964

956258

1022518

47,2

1992

2760652

1148962

1217269

44,1

1993

2799614

1262737

1394559

49,8

1994

2632708

1441568

1578063

59,9

1995

2755669

1595501

1745203

63,3

1996

2625081

1618394

1843510

70,2

1997

2397311

1372161

1678066

70,0

1998

2581940

1481503

1837910

71,2

1999

3001700

1717395

2159124

71,9

2000

2952367

1741439

2184514

74,0

2001

2968255

1644242

2068320

69,7

2002

2526305

1257700

1541007

61,0

2003

2756398

1236733

1518659

55,1

2004

2893810

1222504

1569288

54,2

2005

3554738

1297123

1698663

47,8

2006

3855373

1360860

1794517

46,5

2007

3582541

1317582

1775165

48,78

Оценивая в целом приведенные показатели, видим, что в Российской Федерации действительно имеет место кризис современной уголовной политики государства, причины которого многофакторны. Среди них, как относящиеся к предмету исследования, следует выделить низкую эффективность уголовного преследования, в том числе и слабую результативность воздействия уголовно-процессуального института возбуждения уголовного дела на качество организации предварительного следствия и дознания.

Общеизвестно, что процедура возбуждения уголовного дела всегда регулировалась уголовно-процессуальным законом. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 г. N 141-ФЗ) при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах установленной УПК РФ компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Как видим, действующий УПК РФ даже в сравнении с его первоначальной редакцией согласно Федеральному закону от 18.12.2001 г. N 174-ФЗ полномочия прокурора о возбуждении уголовного дела при принятии итогового решения в исследуемой стадии не предусматривает, что, на наш взгляд, является ошибочным законодательным решением. В то же время, мы полагаем, что отмена в УПК РФ процессуального института дачи согласия прокурора на возбуждение следователем, дознавателем и органом дознания уголовного дела в целом следует оценить положительно, поскольку указанная новелла процедуры возбуждения уголовных дел по УПК РФ 2001 года ничего, кроме путаницы и волокиты не вносила*(225).

Сравнительный анализ прежней и действующей редакции ч. 4 ст. 146 УПК РФ показывает, что по действующему закону необходимо направлять прокурору только копию постановления о возбуждении уголовного дела без материалов проверки сообщения о преступлении. Заметим сразу, что в обозначенных ранее приказах Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 и N 137 предусмотрено, что "в тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа, органа дознания и дознавателя представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения". Эта позиция Генеральной прокуратуры РФ является обоснованной, так как она вытекает из смысла норм ч. 2 ст. 37 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, позволяющих прокурору реализовать данное полномочие.

Уголовно-процессуальный закон Российской Федерации предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования, должностного положения отдельных категорий лиц. Имеются различия в полномочиях лиц, наделенных правом возбуждения уголовных дел. В связи с этим, в литературе высказано суждение о том, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела влечет в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ признание всех последующих процессуальных действий, не имеющими юридической силы*(226).

На наш взгляд, данная позиция ошибочна, так как в обозначенном суждении произошла подмена правовых явлений. В частности, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и закрепленная в УПК РФ специальная норма (ст. 75) действительно предусматривают недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований федеральных законов. В этом случае они не имеют юридической силы.

Что же касается принятия процессуального решения с нарушением уголовно-процессуального закона, не связанного с доказыванием, в том числе принятие постановления о возбуждении уголовного дела с нарушением требований УПК РФ, то это нарушение вызывает иные правовые последствия. Полагаем, что в этом случае неустраненное нарушение порядка возбуждения уголовного дела, в соответствии с нормой п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения.

При такой ситуации прокурор, установив факт вынесения постановления о возбуждении уголовного дела с нарушением порядка его принятия, должен вынести мотивированное постановление об отмене данного постановления как незаконного и направить материалы уголовного дела начальнику органа дознания или руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с нормами главы 20 УПК РФ или согласно требованиям ст. 154 ("Выделение уголовного дела"), ст. 448 ("Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий граждан"), ст. 459 ("Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации") УПК РФ.

Следует иметь в виду, что в соответствии со сложившейся судебной практикой Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, в случае нарушения порядка возбуждения уголовного дела следственные и иные процессуальные действия, проведенные после возбуждения уголовного дела с нарушением порядка, признаются допустимыми доказательствами после соблюдения установленного законом порядка возбуждения данного уголовного дела*(227). Такой подход, с нашей точки зрения, является обоснованным.

При поступлении к прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела последний проверяет законность и обоснованность принятия данного процессуального решения, в том числе проверяет, соблюдена ли процессуальная форма предварительного расследования, выполнены ли требования уголовно-процессуального закона о подследственности (ст. 151 УПК РФ), а также другие процессуальные требования, определяющие законность и обоснованность начала производства по уголовному делу. Необходимо иметь в виду, что споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК РФ), а определение подследственности по делам, расследуемым в форме предварительного следствия, - руководитель следственного органа, а по делам, расследуемым в форме дознания, - прокурор.

Исследуя надзорные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела в отношении гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, мы находим своеобразие правовых отношений, отражающих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (Часть 5 УПК РФ). Органы дознания, дознаватель, а также руководитель следственного органа и следователь вправе, как известно, принять итоговое решение в стадии возбуждения уголовного дела только при условии, если к ним поступают материалы компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования граждан Российской Федерации, совершивших преступление на территории данного государства, предварительно рассмотренные и направленные для рассмотрения по существу Генеральной прокуратурой РФ в орган дознания или в орган предварительного следствия (ч. 2 ст. 459 УПК РФ).

В практике прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела особое место занимает надзорная деятельность прокурора в связи с процессуальной деятельностью дознавателя и следователя при принятии ими постановления о выделении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица в отдельное производство для производства предварительного расследования (ч. 3 ст. 154 УПК РФ). По существу принятия обозначенного процессуального решения следователем и дознавателем следует признать, что такое решение является самостоятельной процессуальной формой возбуждения уголовного преследования, о чем обоснованно указывается в современной литературе*(228).

Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела является непременным условием успешного раскрытия преступления, эффективного решения задач собирания доказательств, предотвращения возможности их утраты и, в конечном счете, установления истины по делу. Как промедление, так и поспешность возбуждения уголовного дела одинаково вредны и неприемлемы для реализации назначения уголовного судопроизводства. Полномочия прокурора, закрепленные в его правовом статусе, призваны обеспечить реализацию изложенных выше задач.