Заключение
Настоящая работа, сделанные в ней выводы и предложения, не претендует на исключительность и истину в последней инстанции. Однако, тема исследования, ее структура и раскрытое содержание по своему характеру является новым научным исследованием. Работа, на наш взгляд, дает импульс на уровне законодательного регулирования правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве освободить его от неопределенности и двусмысленности в части правильного уяснения назначения прокурора в уголовном процессе. Результаты исследования показывают необходимость изменения престижа прокурорской деятельности - от распространенного в прокурорской среде уяснения правозащитной функции органов прокуратуры как помехи в деле реализации уголовного преследования, к реальному признанию их статуса правозащитного органа государства и наполнения таким содержанием всей надзорной деятельности прокурора.
Материалы исследования подтверждают, что в обществе по-прежнему сохраняется недоверие и превалируют критические оценки деятельности прокуратуры по обеспечению защиты интересов законности, верховенства права и закона, соблюдению прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Излагая собственное видение проблем правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве, автор стремится восполнить недостаточную научную разработанность правового статуса прокурора в доктрине уголовного процесса и, как следствие, формулирует новые теоретические положения и проекты законодательных решений по оптимизации данного статуса в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации.
В работе по теме исследования показаны научные положения, вызывающие живой интерес и дискуссии ученых-правоведов, юристов-практиков и юридической общественности. По всем сложным вопросам темы исследования автор раскрывает как существующие научные положения, которые он разделяет и поддерживает, так и формулирует собственную научную позицию. По всему формату научного исследования красной линией проходит и утверждается доктринальное положение о том, что многофункциональный правовой статус прокурора в досудебном и судебном производстве уголовных дел представляет собой неотделимую часть единого комплексного правового механизма уголовного преследования, посредством которого обеспечивается единство задач обвинительной, правозащитной и охранительной деятельности в уголовном преследовании. В результате проведенного научного анализа в исследовании обоснованно делается вывод о том, что обозначенное выше научное положение не воспринято законодателем, а уголовно-процессуальный закон правовой статус прокурора в уголовном преследовании устанавливает расплывчато и без достаточной определенности в части обеспечения указанного единства задач. Аргументировано, со ссылкой на результаты исследования, автором обоснованно отмечается, что имеющиеся в науке уголовного процесса по предмету исследования глубокие научные разработки в своей значительной части не востребованы законодателем. В проведенном исследовании формулируется и обосновывается вывод о том, что в последние годы внесенные законодательно изменения в правовой статус прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства по отдельным позициям являются поспешными и в научном плане сомнительными. Автор в работе в качестве приложения предлагает к обсуждению информацию, содержащую системную разработку проектов правовых норм уголовно-процессуального закона, позволяющих, по мнению исследователя, оптимизировать правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве.
Результаты научного исследования носят комплексный характер, они объективно подтверждают необходимость реального изменения назначения правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве с акцентом на его правозащитную и охранительную деятельность, с закреплением этих направлений в новейшем законодательстве, регулирующем уголовное судопроизводство. Автор в работе проводит сравнительно-правовой анализ нормативных правоустановлений правового статуса прокурора в уголовном преследовании в динамике его развития, показывает как положительные стороны современного законодательного решения правового положения прокурора в уголовном преследовании, так и существующие коллизионные, а в ряде случаев декларативные и даже аморфные правовые нормы уголовно-процессуального закона Российской Федерации, регулирующие правовой статус прокурора.
Содержание работы свидетельствует о том, что ее автор разделяет правовую идеологию реформы в российском законодательстве, в том числе в уголовном судопроизводстве, необходимость которых несомненно назрела и вызывается потребностью правоприменительной практики, которая формируется в новых условиях повышенного интереса к соблюдению всеобщих принципов права и приоритета правовых законов. Излагая собственное видение реформирования правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве, автор формулирует и обосновывает необходимость установления его превентивного законоохранительного положения в досудебном производстве. Им раскрываются остро-дискуссионные проблемы назначения прокурора на указанных стадиях уголовного процесса и предлагаются научные рекомендации их решения.
При исследовании начальной стадии досудебного производства, как это следует из содержания первого раздела работы, автор формулирует и обосновывает научное положение о наличии в этой части уголовного судопроизводства негативного правового факта, вызываемого отсутствием в Российской Федерации закона, позволяющего обеспечить правовые гарантии объективной, полной и безусловной регистрации и учета преступлений. В исследовании объективно и верно отмечается, что до настоящего времени, несмотря на острые научные публикации и неудовлетворительное положение с регистрационной дисциплиной учета преступлений, отсутствуют эффективные законодательные механизмы, обеспечивающие неукоснительность и единообразие учета преступлений в нашей стране. Автором разработан проект Федерального закона "О государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением", который прилагается к работе и должен, по мнению автора, вызвать дискуссию как о его содержании, так и целесообразности принятия.
Правовое положение прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства, как это показано в настоящей работе, является неотъемлемой составной частью единого правового механизма производства по уголовному делу, в котором уголовное преследование, осуществляемое органами предварительного расследования, является объектом надзорной деятельности прокурора, с наличием процессуальной возможности непосредственно осуществлять уголовное преследование. Как итог комплексного анализа, в исследовании делается вывод о том, что эта проблема в науке уголовного процесса последние годы не подвергалась масштабной разработке.
В монографии показаны существующие научные разработки многих поколений ученых, касающихся темы исследования, опыт законодательного регулирования и практика правоприменения института уголовного преследования с участием прокурора судебными и правоохранительными органами, как в России, так и за рубежом. Эти научные положения подробно изучались, систематизировались и оценивались автором, с изложением их подробного анализа в настоящей работе. Вместе с тем, в исследовании, как следует из его содержания, поставлены и разрешены новые цели и задачи, стоящие перед прокурором в уголовном судопроизводстве России. Автор формулирует и обосновывает основополагающую идею о том, что в современных исторических условиях в уголовном судопроизводстве Российской Федерации суд и прокурор, объединенные общим интересом обеспечения законности в правовом государстве, согласованно осуществляют защиту прав граждан, общества, государства, а также самого права от любых правонарушений, от кого бы они не исходили - от должностных лиц аппарата государства или от самого государства. Прокурор в уголовном судопроизводстве России, по убеждению автора, является гарантом обеспечения верховенства закона и права.
Полученные результаты в настоящем исследовании могут быть использованы процессуалистами в дальнейших научных разработках вопросов правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве и практическими прокурорскими работниками как методические рекомендации для прокурора в его процессуальной деятельности в досудебном и судебном производстве уголовных дел. В законотворческом процессе законодатель имеет возможность использовать материалы исследования в качестве аргументации необходимости оптимизации правового статуса прокурора в уголовном преследовании, а также разработанные автором проекты правовых норм при внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный закон Российской Федерации по предмету исследования.
- Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность) Предисловие
- § 2. Уголовное преследование как институт уголовно-процессуального права и одно из основных направлений деятельности прокурора
- § 4. Международный и зарубежный опыт реализации уголовного преследования: пределы его учета
- Глава 2. Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве § 1. Правовые основы деятельности прокурора и его полномочия в досудебном производстве
- § 2. Соотношение статуса прокурора с процессуальным положением основных участников досудебного производства
- Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях
- Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при совершении действий по проверке повода и оснований для возбуждения уголовного дела
- Рассмотрение жалоб на отказ в приеме сообщений о преступлениях
- Надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела
- Сведения о количестве зарегистрированных преступлений, их раскрываемости и числе выявленных лиц, их совершивших (1987-2007 гг.)*(224).
- § 2. Надзор за исполнением закона при совершении следственных действий и предъявлении обвинения
- § 3. Надзор за исполнением закона при избрании и реализации мер процессуального принуждения
- § 4. Надзор за исполнением закона при приостановлении и возобновлении предварительного расследования
- § 5. Надзор за исполнением закона при рассмотрении прокурором поступившего уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом
- § 6. Прокурорский надзор и судебный контроль в досудебных стадиях производства по уголовным делам
- § 2. Формы государственного обвинения на этапе разрешения уголовного дела по существу - процессуально-правовая основа реализации уголовного преследования в суде
- § 3. Отказ государственного обвинителя от обвинения - процессуальный вид обвинительной деятельности и правовая основа прекращения уголовного преследования в суде первой инстанции
- § 2. Участие государственного обвинителя в судебном следствии
- § 3. Поддержание обвинения государственным обвинителем в прениях сторон
- § 4. Особенности реализации государственного обвинения в суде присяжных
- § 2. Прокурор - субъект апелляционного обжалования и пересмотра уголовных дел в суде апелляционной инстанции
- § 3. Реализация полномочий прокурора при проверке в судах кассационной и надзорной инстанций законности приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу
- § 4. Прокурор - субъект пересмотра уголовных дел на стадии их производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- Заключение
- Литература:
- I. Нормативно-правовые и судебные акты
- II. Книги. Монографии. Комментарии.
- III. Диссертации. Авторефераты.
- IV. Сборники статей. Периодическая литература.
- Проект Федеральный законО государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Прием, регистрация и проверка сообщений о преступлениях
- Глава 3. Учет преступлений по возбужденным уголовным делам
- Глава 4. Учет лиц, совершивших преступления
- Глава 5. Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений
- Глава 6. Учет материального ущерба, причиненного преступлением, и обеспечение его возмещения
- Глава 7. Учет сведений о потерпевших в связи с совершением преступлений.
- Глава 8. Учет судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу.
- Глава 9. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона
- Глава 10. Переходные положения
- Пояснительная запискак проекту Федерального закона "о государственной регистрации и учете преступлений, а также иных объектов регистрации и учета, обусловленных их совершением"
- Информацияо законодательных инициативах в.Ф. Крюкова, сформулированных им в работе "Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность)"