logo
Уголовное судопроизводство / Kryukov_V_F_Prokuror_v_ugolovnom_sudoproizvodstve_Rossii_is

Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях

Деятельность прокурора в данном направлении надзора условно может быть выстроена из трех этапов разрешения сообщений о преступлениях: 1) при приеме и регистрации; 2) при проведении проверки сообщений о преступлениях; 3) при принятии решения по существу*(211).

Проверяя в порядке надзора исполнение органами предварительного расследования предписаний закона о приеме и регистрации сообщений о преступлении, особое внимание прокурору следует уделять вопросу о соблюдении установленного законом срока проведения доследственной проверки. Оперативность при принятии решения о возбуждении уголовного дела крайне важна, так как дает возможность немедленно приступить к производству по делу нетерпящих отлагательства следственных действий. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, никакие предусмотренные законом меры по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводились, уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались*(212).

Общеизвестно, что по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 144 УПК РФ и поддерживаемому в доктрине уголовного процесса сообщение о преступлении должно быть рассмотрено с принятием по нему решения в течение 3-х суток. По мотивированному ходатайству следователя или дознавателя, производящего доследственную проверку сообщения о преступлении, указанный срок может быть продлен соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток*(213).

В то же время, следует отметить, что отдельные процессуалисты отрицательно относятся к продлениям сроков доследственной проверки*(214). Необходимость указания в законе каких-то конкретных процессуальных сроков, например: 30 суток, 10 суток или 3 суток, для принятия, проверки сообщения о преступлении и принятия по нему решения, по мнению ученых, вызывает сомнение*(215). На наш взгляд, подобные суждения не имеют под собой какой-либо серьезной научной аргументации, а в практическом плане эти предложения не могут быть востребованы правоприменительной деятельностью органов предварительного расследования.