34. Структура политической системы общества: государство и политические партии;
государство и общественные объединения; государство и церковь, государство и народ, формы непосредственной демократии.
Рассказать – п. 3 и 4 тема «государство и политическая система общества» (красная тетрадь)
В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:
а) собственно-политические: государство, политические партии, отдельные общественные организации.
б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.
в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.
Государства и политические партии
Однопартийные, многопартийные, двупартийные.
В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом. Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII-XIX вв.). Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действует несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики. Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами. Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих цель завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
Государства и общественные объединения
Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека — право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.
Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно помнить, что это отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.) Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.
В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Последние участвуют в контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Госдуме.
Общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т. е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.
Государство и церковь + см соотв. тему в красной тетради
Спорен в науке вопрос о том, включаются ли религиозные организации и институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикальных и особенно в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах. Государство регулирует своими законами деятельность религиозных организаций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные организации не являются непосредственным элементом политической системы, тем не менее они участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии — Христианско-демократическая партия и т. д.
Формы непосредственной демократии
Выделяют следующие формы непосредственной демократии: выборы, референдум, народная законодательная инициатива, отзыв выборных лиц, петиции.
Выборы, предусмотренные еще в самых первых конституциях, в настоящее время стали привычной практикой для основной массы демократических государств. В большинстве стран выборы закреплены на самом высоком – конституционном уровне: в одних конституциях тезисно, декларативно (Конституция Российской Федерации 1993 г., Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г.), в других подробно, с указанием основных положений процедуры проведения выборов (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Испании 1978 г.).
Референдум, несмотря на его безусловную значимость для осуществления непосредственной демократии, применяется не повсеместно. Так, в Великобритании, в связи с принятой концепцией верховенства парламента долгое время вообще отвергался институт референдума. Впервые в истории страны [1] он был проведен только в 1975 году. Для России концепция верховенства парламента исторически оказалась неприемлема, поэтому парламент (Боярская Дума, Совет, Дума и т. д.) играл в нашей стране скорее совещательную роль. В последнее же время идея всенародного голосования оказалась для России довольно привлекательной, что нашло свое выражение в достаточно подробном урегулировании референдума в законодательстве: Конституция РФ 1993 г., ФКЗ «О референдуме в РФ» 1995 г. (с изменениями), ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г., а также законы субъектов федерации.
Отзыв избирателями народных представителей как форма непосредственной демократии мало востребована в современной российской действительности, но достаточно широко распространена в зарубежных странах. Вообще отзыв выборных лиц – организация государственно-властного волеизъявления народа по поводу досрочного, носящего характер санкции, прекращения представительного мандата парламентария или выборного единоличного органа. От характера мандата зависит, чьи интересы должен выражать парламентарий – своих избирателей или всей нации. В связи с этим в теории и практике конституционного права выделяют императивный и свободный мандат. Императивный мандат заключается в праве избирателей давать депутатам обязательные для последних наказы и досрочно отзывать своих избранников, если они эти наказы не выполняют или выполняют плохо. Принцип свободного мандата основан на том, что парламенты и все их члены являются представителями всей нации, и никто не вправе давать им обязательные наказы. Они связаны лишь конституцией и своей совестью, которая должна им подсказывать, каким образом в конкретных случаях следует решать те или иные общенациональные и местные проблемы.
В Российской Федерации практика применения института отзыва выборных лиц довольно противоречива. Это вызвано тем, что в современной России на федеральном уровне закреплен принцип свободного мандата, а на уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления встречается императивный мандат и, соответственно, институт отзыва. На федеральном уровне отсутствует закон, который регулировал бы институт отзыва и, соответственно, в субъектах принимаются свои, иногда не совсем качественные законы по данному вопросу.
Для устранения указанных недостатков необходимо принять Федеральный закон «Об отзыве выборных лиц».
Следующая форма непосредственной демократии – народная правотворческая инициатива.
Народная правотворческая инициатива детально регламентируется в законодательстве ряда иностранных государств, чего нельзя сказать о Российской Федерации. В Конституции РФ есть лишь положения статей 32 и 33, гарантирующих гражданам РФ право на участие в управлении делами государства, а также на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. На федеральном уровне отсутствует Федеральный закон, регулирующий народную правотворческую инициативу и, как следствие этого, наличие в субъектах РФ разноречивых законов по данному вопросу.
- Мгюа вопросы по теории государства и права
- 1. Понятие теории государства и права. Функции теории государства и права.
- 4. Методология теории государства и права. Общенаучные методы исследования государства и права.
- 5. Методология теории государства и права. Частнонаучные методы исследования государства и права.
- 6. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества. Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества.
- 1) Общественная власть
- 2) Социальные нормы первобытного общества
- 3) Признаки государства, обличающие его от общественной власти первобытного общества
- 4) Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
- 7. Закономерности и исторические особенности возникновения государства. Теории происхождения государства.
- Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства:
- 8. Закономерности возникновения права. Теории происхождения права.
- Либертарная теория права
- 9. Понятие и основные признаки государства.
- 10. Сущности и социальное назначение государства: основные подходы.
- 11. Государственная власть: понятие, признаки, отличия от других разновидностей социальной и политической власти. Легальности и легитимность государственной власти.
- 12. Теория государства и правопонимание. Понятие государства в различных версиях правопонимания.
- 13. Современные теории государства. Государство как политическая корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.
- 15. Исторические типы государства – исторические типы политического властвования.
- 16. Функции государства: понятие, классификация, содержание. Формы реализации функций государства. Тенденции развития функций государства в условиях глобализации.
- Организационные формы
- Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления
- 22. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Соотношение формы государственного устройства и типа государства.
- 23. Федеративное государство: понятие, общая характеристика, разновидности. Особенности российского федерализма.
- Отличительные признаки федеративного государства
- Виды федераций
- «Мягкая федерация»
- 24. Формы политического режима. Политические режимы в различных типах государства.
- 25. Понятие механизма государства, его структура и историческая эволюция. Теория разделения государственной власти и механизм государства.
- 26. Основные положения теории разделения властей (историческая эволюция, нормативное закрепление).
- 27. Принципы организации и деятельности механизма государства.
- Принципы работы
- 28. Органы государства: понятие, признаки, виды, принципы формирования. Понятие – см тетрадь (лекция № 8 – п. 2) Признаки государственного органа:
- 29. Законодательная власть: понятие, структура, особенности формирования.
- 1. Понятие
- 2. Функции
- 5. Структура
- 30. Исполнительная власть: понятие, система, особенности формирования в разных формах правления.
- 1. Понятие
- 2. Структура исполнительной власти (система) – на примере России – взять из вопроса 25 мгюа (профильные отрасли).
- 3. Полномочия правительства
- 4. Особенности формирования в разных формах правления
- 31. Судебная власть: понятие, назначение, система, гарантии независимости, место в системе разделения властей.
- Статья 9. Гарантии независимости судьи
- 32. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем. Развитие политических систем.
- 33. Место государства в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
- 34. Структура политической системы общества: государство и политические партии;
- Статья 32
- Статья 33
- 35. Нормативное определение права. Признаки права.
- 36. Подходы к пониманию права: нормативный, естественно-правовой, социологический.
- 37. Сущность и социальное назначение права. Ценность права. Функции права. Принципы права.
- 4. Принципы права: понятие, виды
- 5. Функции права: понятие, виды
- Социально-политический аспект
- 38. Исторические типы права.
- Различные взгляды на типологию права
- Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
- Рабовладельческое право
- Феодальное право
- Буржуазное право
- Социалистическое право
- 39. Социальные нормы общества: понятие и признаки. Виды социальных норм общества.
- 40. Соотношение норм права с иными социальными нормами: единство, различия, взаимодействие.
- 41. Государство, право и экономика.
- 42. Право и политика. Право и культура.
- 43. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права. Классификация источников права.
- 44. Нормативные правовые акты как источники права. Система нормативных правовых актов.
- 45. Закон: понятие и виды.
- 3. По субъектам правотворчества:
- 46. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация. Соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов. Вступление в юридическую силу подзаконных нормативных правовых актов.
- Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
- Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 47. Нормативный правовой акт – основной источник права в Российской Федерации. Другие источники права.
- 48. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор как источники права.
- 49. Норма права: понятие, признаки, виды.
- 1) В зависимости от содержания:
- 6) В зависимости от функций:
- 7) В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- 8) В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- 12) В зависимости от субъектов правотворчества:
- 50. Норма права: понятие, признаки, структура. Изложение структурных элементов правовых норм в нормативных правовых актах.
- 51. Правотворчество: понятие и значение среди других видов юридической деятельности. Правотворчество и концепции правопонимания.
- Функции правотворчества:
- Сущность правотворчества:
- 52. Правообразование, правотворчество, нормотворчество, законотворчество: соотношение понятий. Правообразование и правотворчество
- Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс
- § 1. Определение и сущность нормотворчества
- § 2. Правотворчество и его связь с нормотворчеством
- 53. Понятие и принципы правотворчества.
- Сущность правотворчества:
- Принципы правотворчества
- 54. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное нормотворчество.
- 55. Правотворческий процесс: понятие и стадии.
- 56. Виды законов и стадии законодательного процесса.
- 57. Действие нормативных правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Обратная сила закона.
- Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Придание закону обратной силы возможно:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 58. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.
- Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 59. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Правовые иммунитеты. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
- Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте или в специальном сопутствующем документе.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу с момента опубликования.
- Нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
- Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
- Прямая отмена нормативно-правового акта.
- Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу.
- Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
- 60. Систематизация нормативных правовых актов. Виды инкорпорации. Особенности кодификации. Кодификация и правотворчество.
- 61. Понятие и основные требования юридической техники.
- Технические правила юридической техники:
- Виды юридической техники:
- 62. Виды юридической техники: законодательная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника и техника толкования права.
- 63. Юридические документы: понятие, реквизиты, классификация, правила подготовки.
- 64. Понятие системы права. Основания построения системы права. Основные методы правового регулирования общественных отношений.
- Т. В. Кашанина, а. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. И доп. — м.: Издательство норма (Издательская группа норма— инфра • м). — 800 с.. 2001
- Классификация отраслей права
- 66. Понятие, признаки, виды правовых отношений.
- 1) По отраслевому признаку:
- 2) По функции:
- 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
- 4) По степени сложности:
- 5) По продолжительности:
- 67. Структура правоотношения. Субъективные права и субъективные обязанности участников правоотношений. Содержание правоотношения.
- Субъективные права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений
- Структура субъективного права
- Структура юридической обязанности
- 68. Субъекты правоотношения, их виды. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Правовой статус субъекта права.
- Понятие субъектов права
- Виды субъектов права
- 1) Индивидуальные (физические лица):
- 2) Коллективные (юридические лица):
- Признаки юридического лица (ст. 48 гк рф):
- Виды юридических фактов
- 2.2 Сложные юридические факты, юридические составы
- 12. Установление и доказывание юридических фактов
- Глава 6. Фиксация и удостоверение юридических фактов.
- 70. Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Особенности применения как формы его реализации.
- 71. Применение права. Стадии процесса применения права.
- 72. Виды и принципы применения права. Виды применения права
- 73. Правоприменительные акты: виды, формы и отличия от нормативных правовых актов.
- 74. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.
- 75. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения.
- 76. Толкование норм права: понятие и виды.
- 78. Понятие и значение правоинтерпретационной деятельности. Буквальное, ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- Задача толкования:
- Цель толкования:
- 79. Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования.
- 80. Понятие механизма правового регулирования общественных отношений. Элементы механизма правового регулирования.
- 81. Понятие, функции, структура, виды правосознания. Историческая типология правосознания.
- 82. Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления.
- Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
- Структура правовой культуры
- 83. Правомерное поведение: понятие и виды. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения.
- 84. Понятие, признаки, виды правонарушений. Юридический состав правонарушения.
- Виды правонарушений по степени общественной опасности:
- 85. Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое.
- 86. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие виды социальной ответственности. Позитивная юридическая ответственность.
- 88. Понятие законности. Принципы и гарантии законности.
- 89. Понятие и общая характеристика правопорядка. Внутригосударственный и международный правопорядок. Законность и правопорядок: соотношение понятий.
- 90. Права человека: понятие, историческое развитие, теоретические подходы. Права человека и правопонимание. Права и обязанности: диалектическая взаимосвязь.
- Права первого поколения Личные права и свободы
- Политические права и свободы
- Права второго поколения Экономические, социальные и культурные права
- Права третьего поколения
- 1.3. Основные подходы к правам человека
- 91. Правовые системы современности: основания классификации. Сравнительное правоведение: понятие и место в системе юридической науки.
- 92. Романо-германская правовая семья: общая характеристика.
- 93. Англо-саксонская правовая семья: общая характеристика.
- 94. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условия глобализации. Границы унификации правовых систем.
- 95. Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.
- 96. Признаки (основные черты) правового государства. Соотношение государства и права.
- 97. Основные положения теории правового государства, их реализация в современном конституционном законодательстве.
- 98. Социальное государство: концепция и основные модели.
- 99. Правовое государство и социальное государство: общее и особенное. Социально-правовое государство. Права человека и социальное государство.