logo search
лекции по междунард пр

3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

В международном праве различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная ответственность.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств). Разновидностью реституции является субституция- замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению

Репарация- это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции. ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражение сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения, т.е. действие или бездействие государства, нарушающее его международное обязательство, которое установлено нормой международного права.

Государству может вменяться только поведение таких лиц которые находятся в определенной правовой связи с этим государством, т.е. обладают качеством органа или должностного лица.

Среди действий законодательных органов, порождающих международную ответственность государства, в первую очередь следует указать на издание закона или иного нормативного акта, противоречащего международным обязательствам данного государства.

Государство несет международную ответственность за действия своих исполнительных органов (начиная от правительств и кончая представителями низшего звена исполнительной власти). С действиями этих органов связано наибольшее число правонарушений государства.

Международные обязательства государств могут быть нарушены действиями или бездействием национальных судов, поскольку они тоже являются органами государства. Принцип независимости судебной власти не исключает ответственности государства, ибо имеется в виду независимость судов от правительства, а не от государства.

Ответственность государства возникает и за действия его органов или должностных лиц. совершенные вне пределов их компетенции, т.е. если они превысили свои полномочия или нарушили инструкции.

Ущерб, причиняемый международными правонарушениями, можно подразделить на две основные категории : ущерб материальный (ущерб людям или имуществу); ущерб нематериальный ( нарушение государственного суверенитета, ущерб причиненный чести и достоинству государства).

Что касается значения виныдля возникновения международной ответственности государства, то в доктрине имеются прямо противоположные мнения. Практика и значительная часть доктрины склоняются к тому мнению, что вина предполагается при любом нарушении государством его международных обязательств. Однако, при совершении простых правонарушений (деликтов) государство-правонарушитель имеет право доказывать свою невиновность (случаи пограничных инцидентов). Что же касается международных преступлений, то здесь сам характер действий такой, при котором возможно только их виновное совершение.

Различают два вида ответственности государств: материальную и нематериальную.

Комиссия международного права ООН при разработке Проекта статей об ответственности государств разработала статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств.

1) В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права.

2) В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются закономерными с точки зрения международного правами мерами в отношении государства-правонарушителя.

3) Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями.

4) Если субъект поведения, представляющий данное государство в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей.

5) Если государство вынуждено было нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости,

6) Если государство действует в целях самообороны, в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Доктрина международного права и международная практика признают то положение, что международные организации являются субъектами международной ответственности и субъектами международных претензий.

Международная организация может быть привлечена к ответственности за нарушение законодательства стран пребывания. Международная организация несет ответственность за противоправность действия своих исполнительных органов и персонала.