logo search
Ответы ФП

33. Государственный и муниципальный кредит: сущность, формы и правовое регулирование.

Государственный и муниципальный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти с одной стороны, ЮЛ и ФЛ с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Особенности государственного и муниципального кредита:

1. обязательное участие государства в лице ОГВ.

2. более низкий процент по сравнению с банковским, потребительским и иным видом кредита

3. за несвоевременный возврат гос и муп кредита экономические санкции не предусмотрены.

Обычная ставка гос и муп кредита на 3% выше ставки рефинансирования.

НПА – Бюджетный кодекс – глава 14, 15.

Основные формы гос и мун кредита:

* Государственные и муниципальные гарантии – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств в силу которого государство (гарант) дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гос. или муниц. гарантия обязательств перед 3ми лицами.

БК определяет сущность мун и гос гарантий в следующих статьях: 115, 115.1, 115.2, 116, 117.

Предоставляются только юр лицам и только на конкурсной основе. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финн состояние ее получателя.

Государство гарантирует вклады населения в Сбербанке, поскольку государство выступает гарантом Сбербанка.

Учет гарантий ведется в долговых книгах РФ, субъекта РФ или МО.

* Государственные муниципальные займы

При займах государство выступает либо в качестве заемщика, либо в качестве кредитора.

Виды займа:

Государственные и муниципальные ценные бумаги – инструмент заимствования для государства - государство или МО выступает в качестве заемщика. Могут выпускаться государством максимум на 30 лет, на местном уровне – на срок до 10 лет.

Кредиты внутренние (внутри страны) и внешние (иностранным государствам, иностранных юр лицам, международным финн организациям и наоборот). При кредитах государство может быть и заемщиком и кредитором.

Деятельность государства как кредитора в основном направлена на страны СНГ и бюджетные организации.

Деятельность государства как заемщика проводиться активно на внутреннем и на внешнем рынке. На международном рынке государство выступает в качестве заемщика по отношению к международным финансовым организациям. Кредиторы государства – международные финн организации:

o Международный валютный фонд

o Парижский клуб

o Лондонский клуб

o Всемирный банк

o Международный банк реконструкции и развития

o И др.

В результате заемной деятельности государства формируется государственный и муниципальный долг.