35. Правовые основы организации страхового дела в рф.
Страховое дело – деятельность по страхованию.
Страхование – защита имущественных интересов.
Страховые правоотношения – отношения по защите имущественных интересов в страховании.
Страховое право – подотрасль финансового права, направленная на регулирование страховых правоотношений.
Источники:
- Конституция
- ГК – глава 48.
- ФЗ № 4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ»
- ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- Нормативные документы по обязательным видам страхования – законы РФ, указы президента, ФЗ, по обязательным видам страхования.
- Нормативные документы Федеральной службы по финансовым рынкам и Федеральной службы страхового надзора.
- Правила страхования по добровольным видам страхования: разрабатываются страховщиками самостоятельно по каждому виду добровольного страхования. Правила страхования утверждаются ФСФР в момент выдачи лицензии на тот или иной вид добровольного страхования.
Участниками отношений, регулируемых Законом об организации страхового дела, являются:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее - орган страхового надзора);
8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. (ст. 5 Закона)
Застрахованное лицо – физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступает объектом страховой защиты. (ст. 955 ГК)
Выгодоприобретатель – лицо, в пользу которого заключён договор страхования. В случае наступления страхового случая страховщик выплачивает вознаграждение этому лицу, прямо указанному в договоре страхования. Права и обязанности выгодоприобретателя: ст. 939 ГК. Некоторые виды договоров страхования не допускают фигуру выгодоприобретателя (например, ст. 933 ГК). Возможна также замена выгодоприобретателя – ст. 955 ГК.
Страховщики (страховые организации) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке. (ст. 6 Закона)
Страховые агенты - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. (ст. 8 Закона)
Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве ИП физические лица или российские ЮЛ (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (далее - оказание услуг страхового брокера). При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
Страховые актуарии - физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов. (ст. 8.1)
Федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) - Федеральная служба по финансовым рынкам, кроме функций, осуществляемых ею в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам", осуществляет также функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). (Постановление Правительства РФ от 26.04.2011 N 326 "О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков")
Взаимное страхование – ст. 968 ГК РФ
1. Граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы, указанные в пункте 2 статьи 929 ГК, на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств.
2. Общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями.
Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом о взаимном страховании.
3. Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании.
В целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования – ст. 5 ФЗ «О взаимном страховании»
На общество не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Общество может быть создано по инициативе не менее чем пяти физических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества. Общество может быть создано также в результате реорганизации существующих общества взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства.
Число членов общества может быть не менее чем пять физических лиц и не более чем две тысячи физических лиц и (или) не менее чем три и не более чем пятьсот юридических лиц. Обществом осуществляется ведение списка членов общества.
Общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Сведения об обществах подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Наименование общества должно содержать слова "некоммерческая организация" и "взаимное страхование".(Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ "О взаимном страховании")
Объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации: субъекты страхового дела (страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела), в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.
Сведения об объединении субъектов страхового дела подлежат внесению в реестр объединений субъектов страхового дела на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации таких объединений и их учредительных документов. (ст. 14, Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации")
Ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»; ст. 121 ГК РФ:
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
(Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях")
+ ФЗ «О саморегулируемых организациях»
Страховой пул – добровольное объединение страховщиков, создаваемое на основе соглашения между ними с целью обеспечения финансовой устойчивости своих операций.
Лицензирование: ФСФР выдает бессрочные лицензии на право страховой деятельности
ст. 32.1, 32.3 Закона об организации страхового дела – требования к руководителям, бухгалтерам, актуариям:
Руководитель страховой компании должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, а так же стаж работы в сфере страхования или финансов не менее 2 лет.
Главбух должен иметь высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. страховой компании.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое или экономическое образование и квалификационный аттестат.
Требования к страховщикам: минимальный размер уставного капитала. Если страховщик занимается личным страхованием то уставный капитал 240 млн, если страховщик занимается перестрахованием то 480 млн. во всех остальных 120 млн руб.
- 1. Финансы и финансовая система рф.
- 2. Финансовая деятельность государства, ее правовые основы.
- 3. Финансовое право: понятие, предмет, субъекты и источники.
- 4. Финансово-правовые нормы: понятие, виды и классификация.
- 5. Финансовые правоотношения: понятие, виды и классификация.
- 6. Финансовый контроль: виды, формы и методы.
- 7. Система органов финансового контроля в рф.
- 8. Бюджетное право: понятие, субъекты и источники.
- 9. Бюджетная система рф: состав и принципы.
- 10. Бюджетное устройство: понятие, сущность и механизмы.
- 11. Бюджетный дефицит: причины и источники его финансирования.
- 12. Профицит бюджета: причины и направления его использования.
- 13. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований.
- 14. Бюджетный процесс – составление, рассмотрение и утверждение проектов бюджетов.
- I. Составление проекта бюджета (глава 20 бк);
- II. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета (глава 21 бк).
- III. Исполнение бюджета (глава 24 бк)
- IV. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности (глава 25.1 бк)
- 15. Бюджетный процесс – исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджета.
- I. Составление проекта бюджета (глава 20 бк);
- II. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета (глава 21 бк).
- III. Исполнение бюджета (глава 24 бк)
- IV. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности (глава 25.1 бк)
- 16. Правовые основы государственных и муниципальных доходов.
- 17. Классификация доходов бюджетов.
- 18. Правовые основы государственных и муниципальных расходов.
- 4 Блока расходов (см. Вопрос 19):
- 19. Классификация расходов бюджетов.
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 20. Налоговое право: понятие, субъекты и источники.
- 21. Система налогов и сборов в рф.
- II. Региональные налоги.
- III. Местные налоги.
- 22. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 23. Права и обязанности налоговых органов, таможенных органов и органов внутренних дел.
- 24. Налоговый контроль: камеральные и выездные проверки.
- 25. Налоговые правонарушения: понятие, виды и ответственность за совершение налогового правонарушения.
- 26. Правовые основы федеральных налогов и сборов, их характеристика.
- 27. Правовые основы региональных и местных налогов, их характеристика.
- 28. Правовые основы специальных налоговых режимов, их характеристика.
- 29. Правовые основы деятельности государственных социальных внебюджетных фондов.
- 30. Характеристика деятельности Пенсионного фонда рф. Сущность пенсионной реформы.
- 31. Характеристика деятельности Фонда социального страхования рф.
- 32. Характеристика деятельности Фондов обязательного медицинского страхования.
- 33. Государственный и муниципальный кредит: сущность, формы и правовое регулирование.
- 34. Государственный и муниципальный долг: сущность, виды и управление долгом.
- 35. Правовые основы организации страхового дела в рф.
- 36. Классификация страхования: обязательное и добровольное страхование.
- 37. Классификация страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и страхование рисков.
- 38. Правовые основы деятельности предприятий.
- 39. Источники финансовых ресурсов предприятий, правовые основы их использования.
- 40. Основной и оборотный капитал предприятия.
- 41. Банковское право: понятие, субъекты и источники.
- 42. Банковская система рф: банки и банковская деятельность.
- 43. Правовое регулирование банковского кредитования
- 44. Денежная система рф: элементы и правовая основа.
- 45. Правовые основы наличного денежного обращения.
- 46. Правовые основы безналичного денежного обращения.
- 47. Валюта, валютные ценности и валютное регулирование.
- 48. Правовые основы валютного контроля.