32. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем. Развитие политических систем.
СМ тетрадь (СМ п. 1, 3 темы гос-во и полит система общ-ва) + википелия+
!!! коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
1. Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть находится в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные и авторитарные политические системы.
2. В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой.По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
3. В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная исоциалистическая политические системы[1].
4. Американский политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности: это примитивные, традиционные и современные системы[2].
Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в отношении политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т.п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их. Они ждут от нес услуг, не думая, что могут принимать участие в се акциях. Традиционные структуры бывают патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми), и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять политические действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). К ним относятся демократические (где автономные подсистемы и "культура участия") и авторитарные системы — управление подсистемами и культура "подчинения-участия" (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно-модернизирующаяся система).
5. Если обобщить принципиальные, коренные признаки основных групп политических систем, то можно говорить о трех главных моделях (типах) политической системы: командной, соревновательной и социопримирительной (по существу, именно эту последнюю называют иногда в зарубежных изданиях консоциональной и реконсилиационной). В данной классификации учитываются несколько признаков, но среди них есть доминирующий. Основной политический индикатор первой системы — командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение, хотя последнее может осуществляться в разных формах, в том числе путем мягкого руководства дирижера. Главный показатель второй — политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Третья система характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса. Конечно, данная типология, как и всякая классификация, в известной мере условна. Элементы командной системы присущи и второй из названных систем (например, США), и третьей (Норвегия). Соревновательность в какой-то мере является чертой всех систем (за исключением военных режимов), в определенных условиях к поискам компромисса вынуждена прибегать командная система. Тем не менее три главные типологические единицы в современных условиях можно выделить более или менее определенно.
6. Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он определяет пять основных типов[3]:
1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, которые делают установку на ценности равенства, социальной справедливости;
3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;
5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
7. Общепризнанной в западной политической пауке является типология политических систем американского ученого Г. Алмонда, различавшего их но типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: 1) англо-американскую; 2) европейско-континентальную; 3) доиндустриальную и частично индустриальную; 4) тоталитарную[4].
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.
Существует
-
конвергенционная политическая системы (смешанная). Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Закономерности развития политической системы — это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.
!!!!!! Привести развитие по формационному подходу
Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционалъностъ, глубина и угшверсалъность их исторического действия, распространенность, социально-классовая структурированность.
Можно выделить общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социальной материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.
Межформациопные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем.
Закономерности в пределах одной общественно-экономической формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа. Для политических систем рабовладельческого общества характерным было полное политическое бесправие значительной части населения (рабов). Политические институты феодального строя имели клерикальный и сословно- представительный характер. Политические системы буржуазных стран строятся на принципах плюралистической демократии, многопартийности, разделения властей. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступали установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления.
Можно различать закономерности развития политических систем планетарного характера, взятые на определенном историческом отрезке времени. Например, закономерным в условиях ядерной эпохи является мирное сосуществование различных типов политических систем, функционирование универсальной международной организации (ООН). Сюда же следует отнести и общеисторические закономерности. Межрегиональные и региональные устойчивые связи проявляются в создании общеполитических межгосударственных организаций (Совет Европы и др.).
В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т. д.
При этом надо иметь в виду следующее. Во-первых, названные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные, планетарные, региональные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы. Во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.
Существование политических систем во времени представляет собой процесс изменения (развития или деградации) политических отношений и институтов, в котором можно выделить ряд закономерностей:
тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации; общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появление и увеличение числа партий, ассоциаций и т. п.);
юридическое оформление (формализация) различных институтов политических систем; расширение политического участия, т. е. более полное включение членов общества в политическую жизнь (формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и т. п.);
реорганизация отношений власти и народа (переход от командно-приказных, деспотических и конфликтных отношений «сверху вниз» к договорным конституционным и согласительным); развитие конституционного процесса;
формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических движений в поддержку политических преобразований или против них, в периоды выборов и т. д.);
разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.);
развитие ассоциативных форм политической жизни (формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений, фронтов).
- Мгюа вопросы по теории государства и права
- 1. Понятие теории государства и права. Функции теории государства и права.
- 4. Методология теории государства и права. Общенаучные методы исследования государства и права.
- 5. Методология теории государства и права. Частнонаучные методы исследования государства и права.
- 6. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества. Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества.
- 1) Общественная власть
- 2) Социальные нормы первобытного общества
- 3) Признаки государства, обличающие его от общественной власти первобытного общества
- 4) Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
- 7. Закономерности и исторические особенности возникновения государства. Теории происхождения государства.
- Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства:
- 8. Закономерности возникновения права. Теории происхождения права.
- Либертарная теория права
- 9. Понятие и основные признаки государства.
- 10. Сущности и социальное назначение государства: основные подходы.
- 11. Государственная власть: понятие, признаки, отличия от других разновидностей социальной и политической власти. Легальности и легитимность государственной власти.
- 12. Теория государства и правопонимание. Понятие государства в различных версиях правопонимания.
- 13. Современные теории государства. Государство как политическая корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.
- 15. Исторические типы государства – исторические типы политического властвования.
- 16. Функции государства: понятие, классификация, содержание. Формы реализации функций государства. Тенденции развития функций государства в условиях глобализации.
- Организационные формы
- Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления
- 22. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Соотношение формы государственного устройства и типа государства.
- 23. Федеративное государство: понятие, общая характеристика, разновидности. Особенности российского федерализма.
- Отличительные признаки федеративного государства
- Виды федераций
- «Мягкая федерация»
- 24. Формы политического режима. Политические режимы в различных типах государства.
- 25. Понятие механизма государства, его структура и историческая эволюция. Теория разделения государственной власти и механизм государства.
- 26. Основные положения теории разделения властей (историческая эволюция, нормативное закрепление).
- 27. Принципы организации и деятельности механизма государства.
- Принципы работы
- 28. Органы государства: понятие, признаки, виды, принципы формирования. Понятие – см тетрадь (лекция № 8 – п. 2) Признаки государственного органа:
- 29. Законодательная власть: понятие, структура, особенности формирования.
- 1. Понятие
- 2. Функции
- 5. Структура
- 30. Исполнительная власть: понятие, система, особенности формирования в разных формах правления.
- 1. Понятие
- 2. Структура исполнительной власти (система) – на примере России – взять из вопроса 25 мгюа (профильные отрасли).
- 3. Полномочия правительства
- 4. Особенности формирования в разных формах правления
- 31. Судебная власть: понятие, назначение, система, гарантии независимости, место в системе разделения властей.
- Статья 9. Гарантии независимости судьи
- 32. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем. Развитие политических систем.
- 33. Место государства в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
- 34. Структура политической системы общества: государство и политические партии;
- Статья 32
- Статья 33
- 35. Нормативное определение права. Признаки права.
- 36. Подходы к пониманию права: нормативный, естественно-правовой, социологический.
- 37. Сущность и социальное назначение права. Ценность права. Функции права. Принципы права.
- 4. Принципы права: понятие, виды
- 5. Функции права: понятие, виды
- Социально-политический аспект
- 38. Исторические типы права.
- Различные взгляды на типологию права
- Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
- Рабовладельческое право
- Феодальное право
- Буржуазное право
- Социалистическое право
- 39. Социальные нормы общества: понятие и признаки. Виды социальных норм общества.
- 40. Соотношение норм права с иными социальными нормами: единство, различия, взаимодействие.
- 41. Государство, право и экономика.
- 42. Право и политика. Право и культура.
- 43. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права. Классификация источников права.
- 44. Нормативные правовые акты как источники права. Система нормативных правовых актов.
- 45. Закон: понятие и виды.
- 3. По субъектам правотворчества:
- 46. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация. Соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов. Вступление в юридическую силу подзаконных нормативных правовых актов.
- Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
- Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 47. Нормативный правовой акт – основной источник права в Российской Федерации. Другие источники права.
- 48. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор как источники права.
- 49. Норма права: понятие, признаки, виды.
- 1) В зависимости от содержания:
- 6) В зависимости от функций:
- 7) В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- 8) В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- 12) В зависимости от субъектов правотворчества:
- 50. Норма права: понятие, признаки, структура. Изложение структурных элементов правовых норм в нормативных правовых актах.
- 51. Правотворчество: понятие и значение среди других видов юридической деятельности. Правотворчество и концепции правопонимания.
- Функции правотворчества:
- Сущность правотворчества:
- 52. Правообразование, правотворчество, нормотворчество, законотворчество: соотношение понятий. Правообразование и правотворчество
- Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс
- § 1. Определение и сущность нормотворчества
- § 2. Правотворчество и его связь с нормотворчеством
- 53. Понятие и принципы правотворчества.
- Сущность правотворчества:
- Принципы правотворчества
- 54. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное нормотворчество.
- 55. Правотворческий процесс: понятие и стадии.
- 56. Виды законов и стадии законодательного процесса.
- 57. Действие нормативных правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Обратная сила закона.
- Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Придание закону обратной силы возможно:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 58. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.
- Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 59. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Правовые иммунитеты. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
- Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте или в специальном сопутствующем документе.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу с момента опубликования.
- Нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
- Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
- Прямая отмена нормативно-правового акта.
- Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу.
- Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
- 60. Систематизация нормативных правовых актов. Виды инкорпорации. Особенности кодификации. Кодификация и правотворчество.
- 61. Понятие и основные требования юридической техники.
- Технические правила юридической техники:
- Виды юридической техники:
- 62. Виды юридической техники: законодательная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника и техника толкования права.
- 63. Юридические документы: понятие, реквизиты, классификация, правила подготовки.
- 64. Понятие системы права. Основания построения системы права. Основные методы правового регулирования общественных отношений.
- Т. В. Кашанина, а. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. И доп. — м.: Издательство норма (Издательская группа норма— инфра • м). — 800 с.. 2001
- Классификация отраслей права
- 66. Понятие, признаки, виды правовых отношений.
- 1) По отраслевому признаку:
- 2) По функции:
- 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
- 4) По степени сложности:
- 5) По продолжительности:
- 67. Структура правоотношения. Субъективные права и субъективные обязанности участников правоотношений. Содержание правоотношения.
- Субъективные права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений
- Структура субъективного права
- Структура юридической обязанности
- 68. Субъекты правоотношения, их виды. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Правовой статус субъекта права.
- Понятие субъектов права
- Виды субъектов права
- 1) Индивидуальные (физические лица):
- 2) Коллективные (юридические лица):
- Признаки юридического лица (ст. 48 гк рф):
- Виды юридических фактов
- 2.2 Сложные юридические факты, юридические составы
- 12. Установление и доказывание юридических фактов
- Глава 6. Фиксация и удостоверение юридических фактов.
- 70. Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Особенности применения как формы его реализации.
- 71. Применение права. Стадии процесса применения права.
- 72. Виды и принципы применения права. Виды применения права
- 73. Правоприменительные акты: виды, формы и отличия от нормативных правовых актов.
- 74. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.
- 75. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения.
- 76. Толкование норм права: понятие и виды.
- 78. Понятие и значение правоинтерпретационной деятельности. Буквальное, ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- Задача толкования:
- Цель толкования:
- 79. Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования.
- 80. Понятие механизма правового регулирования общественных отношений. Элементы механизма правового регулирования.
- 81. Понятие, функции, структура, виды правосознания. Историческая типология правосознания.
- 82. Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления.
- Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
- Структура правовой культуры
- 83. Правомерное поведение: понятие и виды. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения.
- 84. Понятие, признаки, виды правонарушений. Юридический состав правонарушения.
- Виды правонарушений по степени общественной опасности:
- 85. Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое.
- 86. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие виды социальной ответственности. Позитивная юридическая ответственность.
- 88. Понятие законности. Принципы и гарантии законности.
- 89. Понятие и общая характеристика правопорядка. Внутригосударственный и международный правопорядок. Законность и правопорядок: соотношение понятий.
- 90. Права человека: понятие, историческое развитие, теоретические подходы. Права человека и правопонимание. Права и обязанности: диалектическая взаимосвязь.
- Права первого поколения Личные права и свободы
- Политические права и свободы
- Права второго поколения Экономические, социальные и культурные права
- Права третьего поколения
- 1.3. Основные подходы к правам человека
- 91. Правовые системы современности: основания классификации. Сравнительное правоведение: понятие и место в системе юридической науки.
- 92. Романо-германская правовая семья: общая характеристика.
- 93. Англо-саксонская правовая семья: общая характеристика.
- 94. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условия глобализации. Границы унификации правовых систем.
- 95. Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.
- 96. Признаки (основные черты) правового государства. Соотношение государства и права.
- 97. Основные положения теории правового государства, их реализация в современном конституционном законодательстве.
- 98. Социальное государство: концепция и основные модели.
- 99. Правовое государство и социальное государство: общее и особенное. Социально-правовое государство. Права человека и социальное государство.