logo search
Kuzimin_-_Diplomaticheskiy_protokol_i_delovoy_et-1

§ 46. Понятие современного этикета

«Освобождать себя отсоблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих „недостатков?“ — философски вопрошал выдающийся французский мыслитель Ш.Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой — загонять себя в относительно узкие рамки самим же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их.

Между тем мир цивилизованного общения не только привел в порядок, систематизировал такого рода правила (сам термин ''этикет» — фр. слово — означает форму, манеру поведения, правила учтивости ивежливости, принятые в том или ином обществе), но и нашел для них разумные объяснения функциональной полезности, целесообразности, предопределив тем самым внемалой степени и возможности их реализации. Суммируя эти обоснования, можно отметить, что современный этикет, во-первых, способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения: во-вторых, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность; в-третьих, является достаточно надежной гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения; в-четвертых, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, «прибыльным делом».

В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе девиз — «учитесь властвовать собой»), быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Можно выделить несколько видов этикета.

Придворный этикет — (родоначальник этикета) — строгий регламент правил поведения и форм обхождения при дворах монархов. Применяется в настоящее время в странах с монархической формой правления.

Воинский этикет — свод общепринятых в вооруженных силах правил, норм и манер поведения военнослужащих.

Дипломатический этикет — правила и нормы поведения дипломатови других официальных лиц различных государств в отношениях друг с другом, а также на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, переговоры, встречи делегаций и т. п.).

Общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами.

Основанные, прежде всего, на здравом смысле и учитывающие многовековой опыт цивилизованного человеческого общения, большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или в немалой степени совпадают. Однако строгому соблюдению правил этикета в кругу дипломатов, других официальных лиц, а сегодня и представителей деловых кругов, придается особое значение.

К сожалению, «выход в свет» многих новоявленных российских бизнесменов являет собой далеко не лучшие образцы следования нормам и традициям принятых во всем мире норм этикета. Огромные деньги придали нашим «нуворишам» такую уверенность в себе, которая захлестывает все остальное; «Я могу себе позволить делать так, как хочу, диктовать правила. Я уже самостоятельно добился столького в жизни, что могу себе позволить плевать на приличия и условности». И делают это, порой демонстративно и сознательно, нонередко даже не подозревая, что «так» не принято. Поэтому на официальных приемах доморощенные «крутые» расплевывают косточки от вишни и черешни. Они дарят женщинам зажигалки и колготки; попивают кофе, оттопыривая мизинец. Далеко не редкость, когда на наиболее престижных форумах мира наши бизнесмены закатывают пышные обеды с бесконечной водкой, гигантскими тарелками икры и битьем хрусталя.

Но ведь дело не только в вульгарном поведении в быту. Увы. и при ведении переговоров наш бизнесмен не умеет слушать; перебивает партнера, старается больше говорить сам. Иностранцы воспринимают это как элементарную грубость, как стремление уйти от обсуждения важных проблем, а то и как проявление позиции превосходства.

Линия и манеры поведения человека часто, хотя, разумеется, далеко и не всегда совпадают с его внутренним существом. Как бы то ни было, но о человеке сплошь и рядом судят по его «оболочке». Еще Гегель писал: «Каков человек внешне, т. е… в своих действиях (а не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т. е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он „добродетелен“, „морален“ и т. д… а его внешнее не тождественно с его внутренним, то, однако, так же бессодержательно и пусто, как и другое». И далее: «… Хотя человек может в том или другом отдельном случае притворяться и многое скрывать, он, однако, не может скрыть своейвнутренней природы вообще…» (Гегель. Соч., т. I, с. 234, 236).

Особого внимания заслуживает вопрос о так называемом «речевом этикете». «Развяжите человеку руки, — говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, — дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной».

Специалисты по правилам ведения речи обращают особое внимание на следование ряду обязательных правил для участников беседы, соблюдение которых является необходимым условием ее нормального хода.

Итак, говорящему:

предписывается уважительное, доброжелательное отношение к собеседнику (необходимо всячески избегать прямых негативных оценок его личности, тем более обидных высказываний или оскорблений);

предписывается проявлять уместную (сообразную и соразмерную, но не преувеличенную) вежливость, в том числе с учетом возраста, пола, социального и служебного статуса партнера; смягчать свою речь, избавляться от излишней категоричности;

не рекомендуется ставить в центр внимания собственную персону; напротив, стремиться быть скромным в самооценках, не навязывать упорно собеседнику личных взглядов и мнений, демонстрировать намерение понять точку зрения партнера;

следует не скупиться на языковые средства внимания, интереса к собеседнику, используя в этих же целях невербальные средства общения (мимику, жесты и т. п.), как бы ставить партнера в центр внимания идущего диалога;

необходимо уметь удачно выбрать тему, предшествующую деловой части разговора, уместную в данной ситуации и в то же время близкую и понятную партнеру, деликатно обходя при этом разного рода «острые углы» и «запретные темы»;

надо четко следовать логике разворачивающейся беседы, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, следствия вытекали из причин и т. п;

следует помнить об ограниченности порога смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего (исследования показывают, что наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи словам плюс/минус два слова (устное сообщение без паузы может длиться от 45 секунд до полутора минут), в связи с чем рекомендуется употреблять короткие фразы, давать слушателю периодически передохнуть, время от времени добиваться пробуждения его внимания);

необходимо постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь как непосредственно на своего собеседника, так иучитывая общую ситуацию общения, официальность (неофициальность) обстановки и т. п.;

должно помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит говорящего, что необходимо учитывать, имея в виду множество невербальных сигналов происходящей коммуникации, дистанцию, в пределах которой идет беседа и др.

Естественно, на слушающего также распространяются свои нормы этикета речи. Он, в частности, обязан:

прервать свои дела и внимательно выслушать все, что ему желает сообщить говорящий;

слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему; иметь такт и терпение и при всех условиях выслушать его до конца;

не перебивать собеседника, не пытаться сбить его с мысли, не вставлять колких неуместных замечаний, не переводить процесс слушания в собственное говорение;

поставить говорящего в центр внимания происходящей коммуникации, дать ему проявить себя в речи, всеми доступными (вербальными и невербальными) средствами общения демонстрировать заинтересованность в собеседнике, подтверждать контакт внимания и понимания (если таковые, разумеется, имеют место);

уметь вовремя оценить речь собеседника, ответить на поставленный вопрос, согласиться или не согласиться, поддержать предлагаемый диалог, не пытаясь в то же время перехватить инициативу и занять временное пространство беседы собственным говорением;

если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, реагировать на обращенную к другому речь. Но если тот, к кому обращены вопрос или какое-либо высказывание, не реагирует, уместно включиться в процесс беседы (как бы спасая положение) и придать ей естественный ход.

Как показывают наблюдения, особенно распространены нарушения этикета со стороны слушающих. Наверное, здесь поистине незаменимы мудрые советы выдающегося деятеля российской культуры Д.С.Лихачева: «Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову — не только гласность, но и демократия, „'выпускание пара“. А демократия — норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре…» (Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: «Высшая школа», 1989, с. 18–24).