logo search
TGP

11.2 Основные теории происхождения права

Естественно-правовая теория (Гроций, Д. Локк, Вольтер, Монтескье и пр.) исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного. Позитивное право- это официально признанное право, получившее выражение в законах и иных актах государства. Представители этой школы критиковали феодальное право, указывая на его ограниченность, несправедливость. Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов, олицетворяет справедливость. Это прирожденные неотчуждае­мые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Законы, принимаемые государством, должны выражать естественные права человека. Позитивное право должно соответствовать естественному праву.

В исторической школе права (Гуго, Савиньи, Пухта) формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются на основе сложившейся практики. Закон - не единственный источник права. Основным источником являются обычаи. Поэтому всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует. С этих позиций историческая школа права отстаивала устаревшие феодально-крепостнические институты.

Психологическая теория права (Бирлинг, Кнапп, Тард, Петражицкий) различает позитивное право, выражаемое в законах и малодоступное гражданам, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они переживают как право. В психологи­и людей на первый план выдвигаются эмоции - импульсив­ные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Из двусторонних эмоций и складыва­ется интуитивное право, которому принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных и др. отношений.

Нормативистская теория права (Кельзен) противопоставляла право как «мир должного» «миру сущего» - реалиям жизни. Понимая под правом юридические нормы, осуществляемые в принудительном порядке, он рассматривал их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, т.е. исходил из «чистого» понимания права Чистота правовой теории предполагает ее ограничение формально-логическими конструкциями. Правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а формальным установлениям государства.

Социологическая теория права (Иеринг, Дюги, Е.Эрлих, Паунд) отдает первенство конкретным правовым отношениям. Право должно изучаться эмпирически. Источник познания права – это изучение жизни и документов конкретного осуществления права (сделки, договоры, судебные решения). Право – это не система абстрактных норм, а живой порядок, сеть конкретных правоотношений.

Марксистская теория права (Маркс, Энгельс, Ленин) право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Право есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Государ­ство не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. После победы революции, считали они, право будет постепенно отмирать. Этот прогноз не сбылся. [kgl]