Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
Сейчас в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей природной среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность - ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования.
Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы, так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений. Основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени - экономические санкции за экологические правонарушения.
Учитывая, что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то, исходя из этого, экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, вырабатывать у субъектов права отношение, такое как - не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования, природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, - наверное, стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
Платежи на основании письма МНС РФ за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.
Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.
За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности. За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов.
В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться:
1.Планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
2.Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
3.Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
4.Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
5.Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
- Понятие экологического права. Предмет экологического права.
- Система экологического права.
- Методы экологического права.
- Соотношение экологического права с другими отраслями права.
- Основания для прекращения экологических правоотношений.
- Субъекты и объекты экологических правоотношений.
- Общеправовые принципы экологического права.
- Принципы Общей части экологического права.
- Принципы Особенной части экологического права.
- Источники экологического права.
- Экологические права граждан Российской Федерации.
- Экологические обязанности граждан Российской Федерации.
- Общественные экологические объединения: организационно-правовые формы, права и обязанности.
- Окружающая природная среда. Объекты охраны окружающей среды. Природные ресурсы. Природные объекты. Природные комплексы.
- Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, формы.
- Объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.
- Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.
- Право государственной собственности на природные ресурсы.
- Право муниципальной собственности на природные ресурсы.
- Право частной собственности на природные ресурсы.
- Право природопользования: понятие, субъекты, объекты.
- Виды природопользования.
- Право общего природопользования.
- Право специального природопользования.
- Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, виды.
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Органы общей компетенции в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.
- Право граждан на экологически значимую информацию.
- Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.
- Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.
- Мониторинг окружающей среды.
- Экологический паспорт предприятия.
- Правовые основы экологического нормирования и стандартизации.
- Нормативы качества окружающей среды.
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды.
- Нормативы использования природных ресурсов.
- Нормирование санитарных и защитных зон.
- Экологические стандарты.
- Оценка воздействия на окружающую природную среду (овос): понятие, значение в механизме правовой охраны окружающей среды.
- Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды.
- Регламент проведения государственной экологической экспертизы.
- Общественная экологическая экспертиза.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экологическое страхование.
- Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
- Экологический контроль.
- Экологический аудит.
- Экологическая сертификация.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции, виды.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.
- Экологические функции правоохранительных органов.
- Эколого-правовой режим использования земли.
- Содержание охраны земель.
- Права и обязанности землепользователя.
- Эколого-правовой режим недропользования.
- Права и обязанности недропользователя.
- Эколого-правовой режим водопользования.
- Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы ―понятие, эколого-правовой режим охраны.
- Государственное регулирование водопользования.
- Государственное регулирование лесопользования.
- Государственное регулирование недропользования.
- Права и обязанности водопользователя.
- Порядок лицензирования и платность водопользования.
- Эколого-правовой режим лесопользования.
- Группы, категории защитности лесов ― понятие, особенности правового регулирования.
- Права и обязанности лесопользователя.
- Эколого-правовой режим пользования животным миром.
- Правовая охрана животного мира.
- Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира.
- Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
- Органы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
- Особо охраняемые территории: понятие, виды.
- Правовой режим государственных природных заповедников.
- Правовой режим национальных парков.
- Правовое положение государственных природных заказников.
- Правовой режим природных парков.
- Правовой режим памятников природы.
- Правовой режим ботанических садов и дендрологических парков.
- Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовая охрана окружающей природной среды в городах.
- 90. Экологические требования к планировке и застройке городов.
- 91. Экологически неблагополучные территории: понятие, виды, правовой режим.
- Глава 4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
- 92. Общие требования правового режима природных ресурсов.