Оценка воздействия на окружающую природную среду (овос): понятие, значение в механизме правовой охраны окружающей среды.
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду является для России новой правовой мерой ее охраны, которая стала проводиться с начала 90-х гг. XX в. Если в Законе "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. нет даже упоминания о необходимости проведения ОВОС при планировании новой хозяйственной деятельности, то в Законе "Об охране окружающей среды 2002 г. этому посвящена специальная ст. 32, в соответствии с которой ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
ОВОС проводится инициатором экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования (например на стадии разработки технико-экономического обоснования) с целью:
выявления видов и уровней воздействия этой деятельности на окружающую среду;
прогнозирования изменений состояния окружающей среды в случае осуществления планируемой деятельности и их социально-экономических последствий;
выработки мер по обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства России об охране окружающей среды.
Среди видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, по которым в обязательном порядке должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду при ее планировании (всего 33 вида или объекта), в частности, находятся предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др.
При этом ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:
концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
градостроительной документации;
документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
Содержательную сторону ОВОС составляют:
цели реализации замысла или предполагаемого проекта;
разумные альтернативы намечаемой деятельности;
характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;
возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;
предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и планов послепроектного экологического анализа.
По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Проведение государственной экологической экспертизы регулируется Законом "Об охране окружающей среды" (ст. 33), Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г., Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 г.
- Понятие экологического права. Предмет экологического права.
- Система экологического права.
- Методы экологического права.
- Соотношение экологического права с другими отраслями права.
- Основания для прекращения экологических правоотношений.
- Субъекты и объекты экологических правоотношений.
- Общеправовые принципы экологического права.
- Принципы Общей части экологического права.
- Принципы Особенной части экологического права.
- Источники экологического права.
- Экологические права граждан Российской Федерации.
- Экологические обязанности граждан Российской Федерации.
- Общественные экологические объединения: организационно-правовые формы, права и обязанности.
- Окружающая природная среда. Объекты охраны окружающей среды. Природные ресурсы. Природные объекты. Природные комплексы.
- Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, формы.
- Объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.
- Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.
- Право государственной собственности на природные ресурсы.
- Право муниципальной собственности на природные ресурсы.
- Право частной собственности на природные ресурсы.
- Право природопользования: понятие, субъекты, объекты.
- Виды природопользования.
- Право общего природопользования.
- Право специального природопользования.
- Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, виды.
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Органы общей компетенции в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.
- Право граждан на экологически значимую информацию.
- Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.
- Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.
- Мониторинг окружающей среды.
- Экологический паспорт предприятия.
- Правовые основы экологического нормирования и стандартизации.
- Нормативы качества окружающей среды.
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды.
- Нормативы использования природных ресурсов.
- Нормирование санитарных и защитных зон.
- Экологические стандарты.
- Оценка воздействия на окружающую природную среду (овос): понятие, значение в механизме правовой охраны окружающей среды.
- Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды.
- Регламент проведения государственной экологической экспертизы.
- Общественная экологическая экспертиза.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экологическое страхование.
- Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
- Экологический контроль.
- Экологический аудит.
- Экологическая сертификация.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции, виды.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.
- Экологические функции правоохранительных органов.
- Эколого-правовой режим использования земли.
- Содержание охраны земель.
- Права и обязанности землепользователя.
- Эколого-правовой режим недропользования.
- Права и обязанности недропользователя.
- Эколого-правовой режим водопользования.
- Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы ―понятие, эколого-правовой режим охраны.
- Государственное регулирование водопользования.
- Государственное регулирование лесопользования.
- Государственное регулирование недропользования.
- Права и обязанности водопользователя.
- Порядок лицензирования и платность водопользования.
- Эколого-правовой режим лесопользования.
- Группы, категории защитности лесов ― понятие, особенности правового регулирования.
- Права и обязанности лесопользователя.
- Эколого-правовой режим пользования животным миром.
- Правовая охрана животного мира.
- Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира.
- Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
- Органы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
- Особо охраняемые территории: понятие, виды.
- Правовой режим государственных природных заповедников.
- Правовой режим национальных парков.
- Правовое положение государственных природных заказников.
- Правовой режим природных парков.
- Правовой режим памятников природы.
- Правовой режим ботанических садов и дендрологических парков.
- Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовая охрана окружающей природной среды в городах.
- 90. Экологические требования к планировке и застройке городов.
- 91. Экологически неблагополучные территории: понятие, виды, правовой режим.
- Глава 4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
- 92. Общие требования правового режима природных ресурсов.