Экологические обязанности граждан Российской Федерации.
Экологические обязанности граждан в общем виде закреплены в ст. 58 Конституции РФ, которая обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства.
В перечисленных нормах правомерно классифицировать экологические обязанности как общие, поскольку приведенные формулировки не раскрывают способы осуществления обязанностей, что по сути своей исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение.
В самом деле, сохранять природу можно путем активного волеизъявления, например, делая добровольные взносы на реализацию природоохранных мероприятий. Но такие действия, как указывалось выше, относятся к правам граждан. В тоже время непринятие гражданином никаких мер для сохранения окружающей среды в своей повседневной жизни тоже нельзя вменять ему в вину в случае фактического отсутствия вреда окружающей среде от его бездействия.
А ведь смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами, на которых возложены такие обязанности, должно влечь за собой негативные последствия для нарушителей.
Таким образом, правомерно говорить о специальных экологических обязанностях, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих.
Содержательная сторона экологических обязанностей может выражаться как в форме закрепленных в законодательных и подзаконных актах требований воздержаться от совершения чего-либо, так и форме требований совершить какие-либо действия.
В первом случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда физическое лицо – предприниматель, у которого решением уполномоченного органа приостановлено действие лицензии на природопользование, должен соблюдать требования, выданного ему предписания и воздерживаться от запрещенных при этом действий.
В свою очередь исполнение обязанностей в форме совершения действия осуществляется, например, при направлении гражданином-предпринимателем платежа за пользование природными ресурсами. Неисполнение таких обязанностей будет влечь за собой конкретные негативные последствия, предусмотренные нормами соответствующих законов.
Установленные в нормативных правовых актах требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер.
Например, ст. 92 Водного кодекса РФ прямо обязывает водопользователей, в том числе и граждан, соблюдать режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства от 23.11.1996.№ 1404. То есть на лицо, хотя и конкретизированное в подзаконном правовом акте, но достаточно ясное (прямое) требование по соблюдению установленного режима.
В тоже время ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Этому праву корреспондирует обязанность физического лица выполнять требования, содержащиеся в предписании.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что круг экологических обязанностей граждан и иных физических лиц достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.). В этом смысле главная задача участников нормотворческого процесса при установлении правообязывающих, ограничительных и запрещающих норм заключается:
● в учете общественной потребности в установлении экологических обязанностей;
● в необходимости четкого формулирования существа экологических обязанностей в целях единообразного понимания их в правоприменительной практике;
● в обеспечении законными, своевременными и адекватными средствами принуждения любого факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.
Целью установления экологических обязанностей является обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Давая определение экологическим обязанностям граждан, следует отметить, что это закрепленные в нормативных правовых актах в форме запретов, правообязывания и ограничений и адресуемые гражданам требования, неисполнение либо не надлежащее исполнение которых может повлечь за собой негативные для нарушителей последствия в установленном законом порядке.
- Понятие экологического права. Предмет экологического права.
- Система экологического права.
- Методы экологического права.
- Соотношение экологического права с другими отраслями права.
- Основания для прекращения экологических правоотношений.
- Субъекты и объекты экологических правоотношений.
- Общеправовые принципы экологического права.
- Принципы Общей части экологического права.
- Принципы Особенной части экологического права.
- Источники экологического права.
- Экологические права граждан Российской Федерации.
- Экологические обязанности граждан Российской Федерации.
- Общественные экологические объединения: организационно-правовые формы, права и обязанности.
- Окружающая природная среда. Объекты охраны окружающей среды. Природные ресурсы. Природные объекты. Природные комплексы.
- Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, формы.
- Объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.
- Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.
- Право государственной собственности на природные ресурсы.
- Право муниципальной собственности на природные ресурсы.
- Право частной собственности на природные ресурсы.
- Право природопользования: понятие, субъекты, объекты.
- Виды природопользования.
- Право общего природопользования.
- Право специального природопользования.
- Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, виды.
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Органы общей компетенции в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.
- Право граждан на экологически значимую информацию.
- Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.
- Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.
- Мониторинг окружающей среды.
- Экологический паспорт предприятия.
- Правовые основы экологического нормирования и стандартизации.
- Нормативы качества окружающей среды.
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды.
- Нормативы использования природных ресурсов.
- Нормирование санитарных и защитных зон.
- Экологические стандарты.
- Оценка воздействия на окружающую природную среду (овос): понятие, значение в механизме правовой охраны окружающей среды.
- Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды.
- Регламент проведения государственной экологической экспертизы.
- Общественная экологическая экспертиза.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экологическое страхование.
- Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
- Экологический контроль.
- Экологический аудит.
- Экологическая сертификация.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции, виды.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.
- Экологические функции правоохранительных органов.
- Эколого-правовой режим использования земли.
- Содержание охраны земель.
- Права и обязанности землепользователя.
- Эколого-правовой режим недропользования.
- Права и обязанности недропользователя.
- Эколого-правовой режим водопользования.
- Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы ―понятие, эколого-правовой режим охраны.
- Государственное регулирование водопользования.
- Государственное регулирование лесопользования.
- Государственное регулирование недропользования.
- Права и обязанности водопользователя.
- Порядок лицензирования и платность водопользования.
- Эколого-правовой режим лесопользования.
- Группы, категории защитности лесов ― понятие, особенности правового регулирования.
- Права и обязанности лесопользователя.
- Эколого-правовой режим пользования животным миром.
- Правовая охрана животного мира.
- Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира.
- Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
- Органы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
- Особо охраняемые территории: понятие, виды.
- Правовой режим государственных природных заповедников.
- Правовой режим национальных парков.
- Правовое положение государственных природных заказников.
- Правовой режим природных парков.
- Правовой режим памятников природы.
- Правовой режим ботанических садов и дендрологических парков.
- Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовая охрана окружающей природной среды в городах.
- 90. Экологические требования к планировке и застройке городов.
- 91. Экологически неблагополучные территории: понятие, виды, правовой режим.
- Глава 4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
- 92. Общие требования правового режима природных ресурсов.