Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, виды.
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Прежде всего в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.
Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
• подзаконное нормотворчество;
• координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
• распоряжение (управление) природными ресурсами;
• планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
• экологическое нормирование;
• экологическая экспертиза;
• экологическое лицензирование;
• экологическая сертификация;
• экологический аудит;
• наблюдение за состоянием окружающей среды;
• учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
• экологическое воспитание и образование;
• контроль за использованием и охраной объектов природы;
• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием — проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Специальная организация соответствующей деятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. При этом наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия, с учетом его специфики.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основа сотрудничества — единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности и государственного управления.
В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление npиpoдопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Государственное управление в области природопользования и краны окружающей среды — составная часть государственного правления в целом.
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов — гражданин, организация (предприниматель) и государство — государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
С учетом роли государственного управления в данной области в сравнении с другими видами управления его содержание наиболее широко.
- Понятие экологического права. Предмет экологического права.
- Система экологического права.
- Методы экологического права.
- Соотношение экологического права с другими отраслями права.
- Основания для прекращения экологических правоотношений.
- Субъекты и объекты экологических правоотношений.
- Общеправовые принципы экологического права.
- Принципы Общей части экологического права.
- Принципы Особенной части экологического права.
- Источники экологического права.
- Экологические права граждан Российской Федерации.
- Экологические обязанности граждан Российской Федерации.
- Общественные экологические объединения: организационно-правовые формы, права и обязанности.
- Окружающая природная среда. Объекты охраны окружающей среды. Природные ресурсы. Природные объекты. Природные комплексы.
- Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, формы.
- Объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.
- Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.
- Право государственной собственности на природные ресурсы.
- Право муниципальной собственности на природные ресурсы.
- Право частной собственности на природные ресурсы.
- Право природопользования: понятие, субъекты, объекты.
- Виды природопользования.
- Право общего природопользования.
- Право специального природопользования.
- Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, виды.
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Органы общей компетенции в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.
- Право граждан на экологически значимую информацию.
- Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.
- Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.
- Мониторинг окружающей среды.
- Экологический паспорт предприятия.
- Правовые основы экологического нормирования и стандартизации.
- Нормативы качества окружающей среды.
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды.
- Нормативы использования природных ресурсов.
- Нормирование санитарных и защитных зон.
- Экологические стандарты.
- Оценка воздействия на окружающую природную среду (овос): понятие, значение в механизме правовой охраны окружающей среды.
- Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды.
- Регламент проведения государственной экологической экспертизы.
- Общественная экологическая экспертиза.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экологическое страхование.
- Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
- Экологический контроль.
- Экологический аудит.
- Экологическая сертификация.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции, виды.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.
- Экологические функции правоохранительных органов.
- Эколого-правовой режим использования земли.
- Содержание охраны земель.
- Права и обязанности землепользователя.
- Эколого-правовой режим недропользования.
- Права и обязанности недропользователя.
- Эколого-правовой режим водопользования.
- Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы ―понятие, эколого-правовой режим охраны.
- Государственное регулирование водопользования.
- Государственное регулирование лесопользования.
- Государственное регулирование недропользования.
- Права и обязанности водопользователя.
- Порядок лицензирования и платность водопользования.
- Эколого-правовой режим лесопользования.
- Группы, категории защитности лесов ― понятие, особенности правового регулирования.
- Права и обязанности лесопользователя.
- Эколого-правовой режим пользования животным миром.
- Правовая охрана животного мира.
- Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира.
- Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
- Органы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
- Особо охраняемые территории: понятие, виды.
- Правовой режим государственных природных заповедников.
- Правовой режим национальных парков.
- Правовое положение государственных природных заказников.
- Правовой режим природных парков.
- Правовой режим памятников природы.
- Правовой режим ботанических садов и дендрологических парков.
- Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовая охрана окружающей природной среды в городах.
- 90. Экологические требования к планировке и застройке городов.
- 91. Экологически неблагополучные территории: понятие, виды, правовой режим.
- Глава 4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
- 92. Общие требования правового режима природных ресурсов.