logo
Понятие экологического права

Экологический аудит.

Аудит как неотъемлемая составная часть механизма управления охраной окружающей среды и природопользования, учитывающий обеспечение прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить экологический, информационный и коммерческий риск, связанный с принятием решений. Экоаудит реализует цель выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов и обеспечению качества окружающей среды.

Разработка в ряде государств, в том числе и в Российской Федерации, национальных концепций устойчивого развития, направленных на сбалансированное решение перспективных социально-экономических задач и сохранение благоприятного качества окружающей среды, предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества в целом.

Задача интеграции России и других государств с переходной экономикой в систему мирового рыночного правопорядка и международной экологической безопасности, усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и другие факторы выдвигают в качестве приоритета развитие нового направления аудиторской деятельности - экологического аудирования (экоаудита). Тем самым экоаудит становится важным инструментом обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Экологическое аудирование может использоваться и в определенных случаях являться составной частью других, более сложных процессов, таких как лицензирование, государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, различные виды экономических и финансовых оценок деятельности предприятия и т. д. Экологическое аудирование может применяться и в других случаях, связанных с деятельностью при охране окружающей среды и сохранением природных ресурсов. При этом перечень затрагиваемых вопросов (и соответствующая отчетность) определяются содержанием цикла работ, в составе которого осуществляется экоаудирование.

Экологический аудит можно подразделить (по виду) на обязательной и инициативный (добровольный).

Инициативный вид экологического аудита - проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный вид экологического аудита - проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.

Кроме того, обязательный экоаудит в установленном порядке может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий, при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведения обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.

Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения.

Характерными особенностями экоаудита является его независимость, конфиденциальность, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются заказчиком (клиентом) при заключении договора на проведение экоаудита.