logo
Понятие экологического права

Эколого-правовой режим лесопользования.

В состав лесного законодательства РФ, основанного на Конституции РФ, входят Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002) и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, иные нормативные правовые акты.

Лес представляет собой совокупность биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга природных компонентов, к которым относятся земля, древесная, кустарниковая и иные виды растительности, животные, микроорганизмы и др.

Функции леса:

экологическая;

экономическая;

культурно-оздоровительная. Лесной фонд Российской Федерации составляют:

все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений);

земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью

(лесные земли и нелесные земли).

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель

лесного фонда от иных земель.

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в установленном лесным и земельным законодательством порядке.

В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:

на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

землях иных категорий. Различают земли: 1) лесные; 2) покрытые лесом; 3) не покрытые

лесом (вырубки, гари, прогалины и другие); 4) нелесные земли (болота, пески, дороги и др.). Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федера­

ции и субъектов Федерации. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляются в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех граждан России.

Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно также сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных нужд.

Согласно ст. 69 Лесного кодекса мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливает федеральный орган управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в об­ласти охраны окружающей природной среды.

Цель государственного учета лесов - организация рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематический контроль за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечение достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Данные лесного кадастра используются:

при государственном управлении лесным хозяйством;

организации его ведения;

переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;

изъятии земель лесного фонда;

определении размеров платежей за пользование лесным фондом;

оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Планирование использования лесов предусматривает мероприятия в области рационального использования лесов, восстановления, повышения продуктивности лесов, их охраны и защиты. В целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются федеральные и территориальные государственные программы.

Федеральный орган управления лесным хозяйством координирует

разработку и составление годовых и перспективных планов ис­

пользования и охраны лесов на основании данных лесоустройства.

Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

В ходелесоустройства осуществляются:

определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений;

топографо-геодезические работы и специальное картографирование лесного фонда;

инвентаризация лесного фонда с определением качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;

выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;

обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;

определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;

определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий;

определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;

лесобиологические и другие специальные обследования;

надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;

иные лесоустроительные действия.