Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
Созданию экономического механизма охраны окружающей среды значительное внимание уделено в Законе "Об охране окружающей среды" 2002 г. Основными методами этого механизма в соответствии со ст. 14 являются:
разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды (ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.).
При этом федеральные программы в области экологического развития РФ и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ разрабатываются в целях планирования и осуществления мероприятий по охране окружающей среды.
Закон "Об охране окружающей среды" не только не определяет конкретные суммы, которые должны выделяться на осуществление природоохранительных мероприятий, но и не указывает на источники финансирования экологических программ и мероприятий. Он лишь указывает, что порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ устанавливается в соответствии с законодательством РФ и что порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Как и во многих зарубежных государствах, в России внедрен принцип "загрязнитель платит". Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Хотя Закон предусматривает необходимость взимания платы за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия на природу, на практике платежи взимаются лишь за загрязнение вод и атмосферного воздуха и за размещение отходов. Не взимается плата за физические воздействия на атмосферу, за загрязнение почв, за другие виды отрицательных воздействий на окружающую среду.
Для стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды Законом предусмотрена система специальных инструментов, призванных изменить психологию хозяйствующих субъектов и способствовать экологическому воспитанию последних. Она включает в себя, в частности, государственную поддержку в форме налоговых или иных льгот предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
Новеллой российского экологического законодательства, касающегося экономического механизма (экономических инструментов) регулирования природопользования и охраны окружающей среды, являются экологическое страхование и экологический аудит.
Определяя, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, Закон 2002 г. декларирует возможность обязательного государственного экологического страхования в РФ.
Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.
Из нормативно-правовых актов по данному вопросу, принятых на уровне субъектов Федерации, заслуживают быть отмеченными Временные правила по проведению экологического аудита на территории Томской области, утвержденные решением Томской областной думы от 29 февраля 1996 г.
Практическое значение экологического страхования и экологического аудита в России в настоящее время не высоко. Ни кредитно-финансовые учреждения, ни органы государственной власти при финансировании, кредитовании и осуществлении иных форм поддержки предпринимательства не требуют предоставления заключений экологического аудита и наличия обязательного экологического страхования.
Низкая эффективность экономических механизмов, инструментов и стимулов, на которые переносится центр тяжести в деле охраны окружающей природной среды и рационального природопользования при переходе России к рыночной экономике, лишний раз доказывает уже проверенный другими странами вывод о необходимости соблюдения баланса между такими механизмами и государственным управлением (администрированием).
- Понятие экологического права. Предмет экологического права.
- Система экологического права.
- Методы экологического права.
- Соотношение экологического права с другими отраслями права.
- Основания для прекращения экологических правоотношений.
- Субъекты и объекты экологических правоотношений.
- Общеправовые принципы экологического права.
- Принципы Общей части экологического права.
- Принципы Особенной части экологического права.
- Источники экологического права.
- Экологические права граждан Российской Федерации.
- Экологические обязанности граждан Российской Федерации.
- Общественные экологические объединения: организационно-правовые формы, права и обязанности.
- Окружающая природная среда. Объекты охраны окружающей среды. Природные ресурсы. Природные объекты. Природные комплексы.
- Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, формы.
- Объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.
- Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.
- Право государственной собственности на природные ресурсы.
- Право муниципальной собственности на природные ресурсы.
- Право частной собственности на природные ресурсы.
- Право природопользования: понятие, субъекты, объекты.
- Виды природопользования.
- Право общего природопользования.
- Право специального природопользования.
- Управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, виды.
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Органы общей компетенции в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.
- Право граждан на экологически значимую информацию.
- Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.
- Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.
- Мониторинг окружающей среды.
- Экологический паспорт предприятия.
- Правовые основы экологического нормирования и стандартизации.
- Нормативы качества окружающей среды.
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды.
- Нормативы использования природных ресурсов.
- Нормирование санитарных и защитных зон.
- Экологические стандарты.
- Оценка воздействия на окружающую природную среду (овос): понятие, значение в механизме правовой охраны окружающей среды.
- Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды.
- Регламент проведения государственной экологической экспертизы.
- Общественная экологическая экспертиза.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экологическое страхование.
- Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.
- Экологический контроль.
- Экологический аудит.
- Экологическая сертификация.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции, виды.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.
- Экологические функции правоохранительных органов.
- Эколого-правовой режим использования земли.
- Содержание охраны земель.
- Права и обязанности землепользователя.
- Эколого-правовой режим недропользования.
- Права и обязанности недропользователя.
- Эколого-правовой режим водопользования.
- Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы ―понятие, эколого-правовой режим охраны.
- Государственное регулирование водопользования.
- Государственное регулирование лесопользования.
- Государственное регулирование недропользования.
- Права и обязанности водопользователя.
- Порядок лицензирования и платность водопользования.
- Эколого-правовой режим лесопользования.
- Группы, категории защитности лесов ― понятие, особенности правового регулирования.
- Права и обязанности лесопользователя.
- Эколого-правовой режим пользования животным миром.
- Правовая охрана животного мира.
- Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира.
- Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.
- Органы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
- Особо охраняемые территории: понятие, виды.
- Правовой режим государственных природных заповедников.
- Правовой режим национальных парков.
- Правовое положение государственных природных заказников.
- Правовой режим природных парков.
- Правовой режим памятников природы.
- Правовой режим ботанических садов и дендрологических парков.
- Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовая охрана окружающей природной среды в городах.
- 90. Экологические требования к планировке и застройке городов.
- 91. Экологически неблагополучные территории: понятие, виды, правовой режим.
- Глава 4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
- 92. Общие требования правового режима природных ресурсов.