logo search
Лисицын 2013_1 / Часть I Глава 1

1.2. Методология изучения общественного здоровья и здравоохранения

Дисциплина "общественное здоровье и здравоохранение" имеет свои объект и предмет исследования, совокупность методов и подходов ее изучения, что, бесспорно, отвечает современным требованиям определения ее как самостоятельной науки и предмета преподавания. Объект исследования - носитель проблемы, конкретная область реальности, сфера деятельности. В одной науке, однако, может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке. Таким объектом становится всякое непознанное явление (или его часть), неизвестное ранее науке, которое предполагает исследовать эта наука. В изучаемой нами науке - это общественное здоровье и здравоохранение.

Предмет исследования - существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании. В изучаемой дисциплине в части здоровья населения - это медико-демографические показатели и показатели здоровья населения. В части здравоохранения - это показатели, характеризующие состояние ресурсов системы здравоохранения (финансовых, кадровых, материально-технических, информационных), показатели состояния и организации медико-профилактической помощи населению, а также показатели результативности и эффективности деятельности системы на всех ее уровнях.

Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки или научного исследования.

Метод - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Наука "общественное здоровье и здравоохранение", как и любая другая, должна изучать свою историю, пользоваться историческим подходом (методом), исследованием прошлого, его сопоставлением с настоящим и перспективами на будущее.

Экспертными оценками очень широко пользуются в исследованиях качества и результативности медицинской помощи, ее планирования и т.д.

Не меньшее значение имеют методы математической статистики, особенно моделирование с расчетами на компьютерах. Статистика - основа изучения науки "общественное здоровье и здравоохранение". Медицинская статистика занимается использованием общей математической статистики на специфических, медицинских объектах.

Особое значение имеют социологические методы, применяемые в медицине и здравоохранении. Социологические методы основываются на анкетировании, интервьюировании и опросах. Нельзя не сказать о так называемом системном подходе и анализе. Этот метод особенно успешно используется при исследовании общественных и биологических систем (совокупности взаимосвязанных частей, элементов, представляющих новое свойство, новое качество в сравнении со свойствами отдельных составляющих). Общественное здоровье и здравоохранение как раз представляют собой сложные, развивающиеся, динамичные системы, тесно связанные с другими системами, отраслями, областями знаний науки и общества.

Используются также методы организационного эксперимента,например создание учреждений или организация определенных форм медицинской помощи на определенных территориях (так называемых пилотных) в соответствии с заданной целью.

Экономические методы также используются в нашей дисциплине (о чем рассказывается в главе 8).

Комплекс методических приемов, применяемых при изучении и оценке общественного здоровья и здравоохранения, получил название социально-гигиенических исследований.

Специфичным для нашего предмета являются объекты исследований: больные и здоровые люди, учреждения здравоохранения, медицинский персонал и пр. Методическая база предмета отличается широтой и многообразием методик и методов, взятых из других наук и отраслей знаний, главным образом из социологии, математической статистики, эпидемиологии, социальной психологии, экономики, науки управления, информатики и, конечно, других медицинских наук. Основными методами изучения предмета являются: исторический, экспертный, статистический и другие, которые используются и в иных отраслях знаний.