1.6.3. Стили и методы руководства
Менеджер (управленец) - это лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников, организации или системы в целом на основе современных методов управления. Управление как вид деятельности в той или иной мере осуществляется каждым человеком, принимающим решения и реализующим их в отношении себя, своей семьи, образования, работы, отдыха и т.д. Для менеджера управление является профессиональной деятельностью и требует от него следующих навыков и личных качеств:
- компетенции2;
- коммуникабельности;
- заинтересованности; решительности;
- творчества (креативности).
Отсутствие перечисленных качеств, а тем более наличие противоположных рассматриваются как потенциальные ограничения для успешной деятельности в качестве менеджера. Обучение менеджеров позволяет преодолевать перечисленные ограничения и развивать эффективное управление. К особенностям управления здравоохранением относят:
- особую ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей;
1 Производственный процесс - это совокупность действий работников и орудий труда, направленных на изготовление продукции (услуг) в данной организации (системе), в заданном количестве, качестве и ассортименте в определенные сроки. Продукция (услуги) создаются с помощью определенных технологий. Технология (методика, способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление продукции (услуг).
2 Компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
- трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений;
- трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений.
Различают следующие стили руководства или индивидуальные способы осуществления руководства:
► Авторитарный - абсолютизирование власти в одних руках.
► Либеральный - попустительствующий стиль руководства, характеризуется минимальным вмешательством в работу подчиненных.
► Демократический - характеризуется децентрализацией управления, коллегиальным принятием решений, активным поощрением инициативы подчиненных.
► Динамичный - характерны четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблемы, готовность идти на риск в разумных пределах, внимательное отношение к подчиненным. Этот метод считается наиболее эффективным в современных условиях.
Методы руководства - это способы и приемы воздействия на подчиненных:
► Организационно-распорядительные - осуществляются с помощью приказов, указаний, распоряжений.
► Экономические - осуществляются путем создания экономических стимулов для повышения заинтересованности работников в конечных результатах, например оплата за результат и качество работы.
► Социально-психологические - осуществляются путем создания благоприятной психологической обстановки в коллективе, совместимости работников между собой, выработки партнерских отношений.
► Общественные или коллективные - подразумевают расширение участия коллектива работников в управленческом процессе. Реализуется через создание коллегий, советов и других совещательных органов.
На практике могут использоваться сочетания указанных выше методов руководства.
Руководителями (менеджерами) высшего звена называют руководителей, отвечающих за решения для организации (системы) в целом или для значительной части системы (например, здравоохранения РФ или субъекта РФ). Менеджерам высшего звена подчиняются управленцы низшего звена. Руководители деятельности персонала, не являющегося управленцами, называются линейными руководителями или руководителями (менеджерами) низшего звена (например, заведующие кабинетами или отделениями в медицинских учреждениях).
Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений несет руководитель. Возможно авторитарное и демократическое руководство, единоличное или опирающееся на мнение большинства; последнее в современном обществе считается предпочтительным. Основные ошибки в управлении связаны с недостаточностью информации, опыта, знаний или личностными особенностями субъектов управления, определяющими недостаточность суждения. Большая часть ошибочных решений (около 70%) связана также с недостаточным информационным обеспечением. Информация считается важнейшим ресурсом управления, а в условиях рыночной экономики она становится дорогим товаром. В управлении информация используется для системного и ситуационного анализа, разработки и принятия управленческих решений, текущего и заключительного контроля и осуществления обратной связи. К информации предъявляются определенные требования: адекватность, достоверность, своевременность, достаточность, целенаправленность. Автоматизация информационной деятельности уменьшает риск принятия необоснованных управленческих решений, связанных с дефектами информации, а также увеличивает возможности своевременной коррекции процесса управления.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение науки "Общественное здоровье и здравоохранение".
2. Какие методы используют при изучении общественного здоровья и здравоохранения?
3. Какие факторы повлияли на становление общественных систем здравоохранения в Европе и России?
4. Назовите основателя советской системы здравоохранения и перечислите ее основные вехи.
5. Назовите пять групп, по которым классифицируются общие теории медицины (здоровья и болезней).
ь. Приведите основные положения теории стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье.
7. В чем заблуждались сторонники мальтузианства и неомальтузианства?
8. В чем состоят особенности взаимодействия врача и пациента в современных условиях?
9. В чем главная причина врачебных ошибок?
10. Дайте определение системы, ее структуры и функций.
11. Перечислите основные функции управления и дайте их характеристику.
12. Какой метод руководства считается самым эффективным в современных условиях?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Часть I. Теоретические вопросы дисциплины.
- Глава 1. Теоретические основы дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение"
- 1.1. Основные понятия1 и определения
- 1.2. Методология изучения общественного здоровья и здравоохранения
- 1.3. Возникновение и развитие здравоохранения и социальной гигиены в России и за рубежом
- 1.4. Теоретические концепции медицины и здравоохранения
- I. Теории обусловленности здоровья, санологии1.
- 1.5. Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии
- 1.5.1. Основные понятия и определения
- 1.5.2. Особенности взаимоотношений врача и пациента в современных условиях
- 1.5.3. Главные вопросы медицинской этики и деонтологии
- 1.5.4. Юридическая ответственность медицинских работников
- 1.6. Теоретические вопросы управления 1.6.1. Основные понятия и определения
- 1.6.2. Функции управления системой
- 1.6.3. Стили и методы руководства