logo
Лисицын 2013_1 / Часть I Глава 1

1.5.3. Главные вопросы медицинской этики и деонтологии

Неизменно главной остается проблема взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Вокруг этого стержня медицинской этики и деонтологии вращаются также проблемы взаимоотношений врача (медицинского работника) и лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.); врачей друг с другом и иного медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри медицинской среды); медицинских работников с различными слоями и группами общества.

Пожалуй, нет ни одного ученого или практика, кто бы не подчеркивал обязательность высоконравственного, душевного, бережного, милосердного, сочувствующего, и конечно, высокопрофессионального отношения врача (медика) к больному. Из подобных суждений и наказов, назиданий, указаний и советов можно составить целые тома, содержание которых идет от истоков медицины. Врач предстает в них морально, душевно и физически чистоплотным, скромным, сдержанным, уверенным, обходительным, другом, советником и наставником страждущего. В древних манускриптах Аюрведы ("Знание жизни", Индия) выдающийся медик древности Сушрута записал: "Врач должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, правдивым характером, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро. Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом. Последний должен быть добрее, внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник". 25 веков назад в знаменитом трактате тибетской медицины "Чжуд-ши" сказано: "Основу хорошего врача составляют 6 качеств, по которым он должен быть всецело мудрым, прямодушным, исполненным обетов, искусным во внешних проявлениях, старательным в своей деятельности и мудрым в человеческих науках". Бесспорно, квинтэссенцией высокогуманных морально-нравственных требований к врачу признана хорошо известная клятва Гиппократа - прообраз последующих клятв, присяг, профессиональных этических медицинских обещаний и т.п. В разных переводах и интерпретациях ее отдельные положения звучат по-разному, но суть требований к врачу одинакова:

1. Почитать человека, научившего врачебному искусству, наравне с родителями.

2. Служить торжеству жизни.

3. Направлять режим больных к их выгоде сообразно имеющимся силам и разумению.

4. Соблюдать врачебную тайну.

5. Непорочно жить и трудиться.

6. Советоваться с учителями и наставниками, почитать их.

7. Хранить верность клятве.

Один из основателей эпидемиологии, знаменитый Данила Са-мойлович в речи к слушателям госпитальных школ (1782) говорил, что те, кто готовится стать врачом, должны быть "милосердными, сочувствующими, услужливыми, любить своего ближнего как самого себя, не быть скупым... словом, чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком".

Матвей Яковлевич Мудров, Иустин Евдокимович Дядьковский, Николай Иванович Пирогов и другие подчеркивали основополагающее качество в отношениях врача и больного - гуманизм в наиболее полном его выражении.

Напомнить о высоких требованиях в духе медицинской этики и деонтологии к врачу в его отношениях с пациентом особенно полезно в настоящее время, когда в условиях перехода на рыночные отношения необходимо пересматривать требования врачебной этики и деонтологии. Снижение уровня этических и деонтологических требований подтверждается и социологическими исследованиями. Так, лишь 30% студентов VI курса вечернего отделения РГМУ ответили, что они имеют четкое представление о медицинской этике и деонтологии, 35% имеют неопределенное, расплывчатое представление, а 15% не смогли объяснить, что это такое.

Из других проблем медицинской этики и деонтологии назовем соотношения морально-нравственного и правового, юридического, т.е. вошедшего в законодательство, делающего ряд правил поведения медиков законом. За нарушение морально-нравственных, этических правил и норм медицинские работники подвергаются общественному порицанию, а за нарушение юридических и правовых норм, регламентируемых законами, - определенным законодательством наказаниям, вплоть до лишения свободы и др. Многие правила и нормы, возникающие и распространяющиеся как этические, морально-нравственные, нередко становятся юридическими, правовыми категориями, закрепленными законодательно.

Наиболее демонстративный пример - требование врачебной тайны. Это правило существовало как одно из важных положений клятвы Гиппократа, входило во все этические кодексы и другие документы о принципах и правилах поведения медиков. Спустя много веков соблюдение врачебной тайны стало включаться в законодательные акты. В 1969 г. Верховный Совет СССР принял свод законоположений "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении", куда вошло требование соблюдения врачебной тайны (ст. 16 "Обязанность сохранять врачебную тайну"). Положение о врачебной тайне также включено в Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ (ст. 61 этого Закона гласит: "Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну").

Самым ярким примером законодательного закрепления морально-этических установлений стало включение в Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ так называемой клятвы врача (ст. 60), которая много веков принималась в качестве морально-нравственного обязательства. Традиция таких обещаний, клятв, присяг была возобновлена в 1960-х годах в ряде медицинских институтов СССР при получении диплома. В 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден текст присяги врача, а в последующем утвержден новый текст клятвы.

К актуальным вопросам медицинской этики и деонтологии относятся также проблемы врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии, право эксперимента на себе (врача, медика), на медицинское вмешательство без согласия больного, а также вопросы трансплантации органов и тканей, генной инженерии, знахарства, парамедицины и другие.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4