logo search
Konnov_Petrov_Pravookhranitelnye_organy

1.1. Правоохранительная деятельность, её признаки и принципы

В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (п. 2 ст. 17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека – как высшую ценность (ст. 2).

Основополагающие конституционные положения служат правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.

Законность и правопорядок – необходимые условия многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, гарантия соблюдения прав и свобод граждан.

Поэтому поддержание законности и правопорядка является задачей всех без исключения: Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, Федерального Собрания, Конституционного Суда и судов общей юрисдикции, министерств и ведомств, органов субъектов федерации, общественных организаций и граждан. Но среди множества организаций есть такие, на которые законом возложены функции осуществлять правоохранительную деятельность.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками:

Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательствами.

Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны: