logo search
Государственное управление за рубежом

Особенности британской конституции

Британская конституция - конституция неписаная. Акта, который был бы официально провозглашен Основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же конституция Великобритании состоит из норм трех категорий: 1) норм статутного права; 2) норм case law (прецедентного права); 3) норм, представляющих собою не что иное, как конституционные обычаи.

Статутом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный палатами парламента в соответствии с установленной процедурой и подписанный главою государства. Поэтому совокупность норм, установленных статутами, получила наименование статутного права. Естественно, что нормы статутного права - это нормы не только государственного права, но и других отраслей права - уголовного, гражданского и т. д. К статутам, имеющим конституционное значение, британские государствоведы обычно относят Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 г. и 1949 г. и др. Конституционным документом считается также Великая хартия вольностей 1215 г.

Судебные прецеденты стали источниками права в Англии еще в эпоху раннего феодализма: начиная с XIII в. сложилась система судебных прецедентов, получившая название <общего права>, а с XV в. - еще одна система: <право справедливости>. После судебной реформы 70-х гг. XIX в. в компетенцию общих судов было включено применение как норм <общего права>, так и норм <права справедливости>. Таким образом, появилось единое прецедентное право, рамки которого были к тому же расширены за счет прецедентов, содержавших толкование статутов. В состав неписаной британской Конституции включаются, разумеется, не все нормы прецедентного права, а только те, которыми регулируются важные вопросы государственного права.

Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, - государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко-географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления, - Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Особенности управления Шотландией выражаются в том, что в составе британского правительства имеется специальный пост министра по делам Шотландии. Ему подчинено Шотландское ведомство, состоящее из 4 департаментов и расположенное в г. Эдинбурге. Кроме того, судебные органы в Шотландии построены иначе, чем в Англии, и сохранились некоторые старинные шотландские институты в гражданском и уголовном праве. Управление Уэльсом осуществляет входящий в состав британского правительства министр по делам Уэльса, который руководит расположенным в г. Кардиффе Валлийским ведомством. В 1979 г. в Шотландии и Уэльсе проводился референдум по поводу законов, предусматривавших учреждение избираемых местным населением Шотландской и Валлийской ассамблей. По его результатам ни первая, ни вторая область автономии не получили: законы не собрали необходимого числа голосов (40% зарегистрированных избирателей). Однако в 1997 г. в ходе референдума 74,25 % жителей Шотландии высказались за создание собственного парламента. Идею собственного парламента одобрило и большинство населения Уэльса.

Северная Ирландия в 1922-1972 гг. формально находилась на положении автономной провинции Соединенного Королевства: здесь действовал и автономный парламент, и автономный кабинет. Но в 1972 г. британский парламент принял закон о введении в Северной Ирландии <прямого правления>: вся власть была передана британскому правительству ввиду обострения положения, связанного главным образом с противоречиями между католическим и протестантским населением провинции. В 1973 г. британский парламент одобрил Конституционный акт Северной Ирландии, в соответствии с которым населением была избрана Североирландская ассамблея. Однако менее чем через год деятельность ассамблеи была приостановлена, затем ее распустили и фактически восстановилось <прямое правление>. В 1982 г. правительство Великобритании вновь созвало Североирландскую ассамблею, не предоставив ей, правда, никаких реальных полномочий; вся полнота власти осталась у британского министра по делам Северной Ирландии. В конце 1985 г., в соответствии с соглашением, заключенным между Великобританией и Ирландской Республикой, были созданы межправительственная англоирландская конференция и другие консультативные органы, которые занимаются вопросами Северной Ирландии.

Наконец в 1998 г., после длительных переговоров между правительствами Великобритании, Ирландской республики и североирландскими политическими партиями, было достигнуто и осуществлено соглашение о воссоздании в Северной Ирландии ассамблеи и правительства. Вопрос о возможном объединении Ирландской республики с Северной Ирландией, т. е. о выходе последней из Соединенного Королевства, будет решаться голосованием самого населения Северной Ирландии.

Хотя Британская колониальная империя рухнула, до сих пор есть ряд территорий, которые, не будучи частью Соединенного Королевства, находятся под властью британских властей. Это, во-первых, принадлежащие Англии с феодальных времен <коронные владения>, расположенные недалеко от Великобритании (остров Мэн и острова Нормандского архипелага Джерси, Гернси, Олдерин и Сарк), и во-вторых, <заморские владения> (Гибралтар, остров Святой Елены, Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Кай-мановы острова, Монтсеррат, Терке и Кайкос, Фольклендские острова, остров Питкэрн). В каждом из владений местное население избирает (полностью или частично) законодательный орган, имеющий ограниченную компетенцию, но верховная власть принадлежит британскому парламенту и британской короне. Ее осуществляет губернатор, имеющий важные полномочия. Население владений не представлено в британском парламенте.

Монарх

Великобритания - конституционная монархия, главой государства является король (королева). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца-консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952 г.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль, после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т. д. Перечислить все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.). Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой <король не может быть не прав>. Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по <совету> (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.

Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.