2. Реализация государственной кадровой политики: цели, содержание, принципы
Общая характеристика. На этапе проведения сложных рыночных реформ, когда все стороны общественной жизни подвержены системному кризису, для их успешного завершения, соблюдения интересов крупных социальных групп, удовлетворения потребности населения необходимо обратить особое внимание на эффективное использование человеческого потенциала общества. Решение именно этой задачи призвано обеспечить проведение государственной кадровой политики. Последняя дает возможность использовать потенциал общества для решения задач, обеспечивающих поступательное развитие общества. При этом особое внимание должно уделяться кадровому обеспечению государственных органов, их аппарата.
Кадры – это основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников (предприятия, учреждения, общественной организации, всей системы производства и управления). Различаются отдельные категории кадров: кадры массовых профессий, кадры специалистов, управленческие кадры (включая руководящие).
Термином «персонал» характеризуют весь личный состав работающих, постоянных и временных, специалистов и обслуживающих их деятельность рабочих и служащих.
Термин «кадровая политика» в управленческой практике весьма многозначен. Главное различие в подходах к его использованию: одни исследователи и практики (на наш взгляд, вполне оправданно) понимают под кадровой политикой выражение (определение) стратегии работы с кадрами каждого субъекта управленческой деятельности, своего рода программу деятельности. Другие считают, что кадровая политика тождественна всей кадровой деятельности, т.е. толкуют ее весьма широко, включая в нее кадровую работу. Конечно, между ними нет «китайской стены», но они не тождественны по своему содержанию и технологии реализации, так как отражают разные этапы и стороны кадрового процесса.
В некоторых случаях кадровая политика сводится к принципам кадровой работы.
Под государственной кадровой политикой (где субъектом выступает государство) мы понимаем стратегию, политический курс работы с кадрами на общегосударственном уровне; это выражающая волю народа государственная стратегия формирования, развития и рационального использования кадров, всех трудовых ресурсов страны. Таким образом, государственная кадровая политика представляет собой официально признанную и закрепленную в документах государства систему идей, принципов, целей, приоритетов и ориентиров по регулированию государством кадровых процессов, что выливается в стратегию формирования развития и использования кадровых ресурсов общества. Разумеется, государственная кадровая политика является частью государственной стратегии и должна быть согласована с другими видами государственной политики: социальной, экономической, идеологической и т.д.
В ходе реализации государственной кадровой политики, которая представляет собой общую стратегию работы с кадрами и использования кадрового потенциала общества, происходит постоянное определение ее целей и приоритетов для обеспечения общественного развития.
Государственная кадровая политика представляет собой общий курс и последовательную деятельность государства по формированию требований к кадрам, по их подбору, подготовке и рациональному использованию с учетом состояния и перспектив общественного развития, прогнозов о потребности в кадрах.
Государство как субъект кадровой политики разрабатывает основные направления государственной кадровой политики, комплекс ее целей и приоритетов, основные стандарты и критерии, которые используются для оценки кадровой ситуации, уровня профессионализма и компетентности кадров, предъявляет требования к квалификации и способностям государственных служащих, служебному и внеслужебному поведению, к качеству исполнения служебных обязанностей.
Государственная кадровая политика может иметь узкий – политизированный, и широкий – деполитизированный смысл. Она в узком смысле понимается как деятельность по приходу к власти, ее реализации и сохранению на основе проведения соответствующей кадровой деятельности, целесообразного подбора и использования кадров.
Мы будем рассматривать государственную кадровую политику в расширенном варианте, когда она имеет деполитизированный смысл. Она изучается как целенаправленная деятельность государства как субъекта кадровой политики по отношению к кадрам или кадровому потенциалу.
Государственная кадровая политика представляет собой общий курс и последовательную деятельность государства по формированию, развитию и рациональному использованию кадрового потенциала общества с учетом состояния и перспектив общественного развития.
Сущность государственной кадровой политики проявляется в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных специалистов в перспективных направлениях социального, социально-экономического развития, в создании условий для использования их профессионального потенциала и обеспечения эффективного функционирования общественной системы. Главной целью государственной кадровой политики является формирование кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечить эффективное общественное развитие, реализацию конституционных прав и свобод граждан.
Сущность государственной кадровой политики выражается в стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне, формирования, использования и развития кадров, трудовых ресурсов. Она представляет собой официально закрепленную в основополагающих документах государства систему идей, принципов, целей, приоритетов и ориентиров по регулированию государством кадровых процессов, что означает стратегию формирования и использования кадровых ресурсов общества.
Государственная кадровая политика является тем фундаментом, на реализации норм и положений которого ведется кадровое обеспечение государственных органов. Т.к. основная работа по управлению общественными процессами ведется исполнительными органами государственной власти, то их кадровое обеспечение является важным направлением деятельности государства в современных условиях.
Кадровая политика – это и наука и искусство. Как наука она призвана в идеях, принципах, критериях отражать выявленные закономерности развития кадровых процессов, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, которые придают им определенную качественную характеристику, определяют основные черты и принципы кадровой работы.
В то же время государственная кадровая политика субъективна по формам, механизмам, технологиям выражения и реализации, и поэтому в реальной конкретизации определяется субъективными действиями отдельных людей – лидеров, руководителей государственных структур; зависит от их образа мыслей, опыта, способностей, таланта.
Уровни государственной кадровой политики. Мы считаем, что государственная кадровая политика в федеративном государстве включает в себя федеральную и региональную компоненты; первая является определяющей, закрепляет ее основные цели, ориентиры и приоритеты, основные формы и методы работы с кадрами, а вторая в сфере компетенции региональных органов государственной власти определяет ее региональную компоненту. Реализация последней на основе имеющихся ресурсов ведет к развитию регионального кадрового потенциала.
Органы государственной власти в рамках своих полномочий с целью обеспечения региональной государственной стратегии могут выработать и принять свою региональную государственную кадровую политику. В ней, как и в государственной кадровой политике, выражаются основные направления, цели и идеи работы с кадрами, стратегия формирования и целесообразного использования трудового потенциала регионального сообщества.
Государственная кадровая политика должна быть единой для всего государства и охватывать ее региональные и муниципальные компоненты.
В связи со становлением новой системы местного самоуправления особо важным для обеспечения решения вопросов жизнеобеспечения населения является разработка и проведение муниципальной кадровой политики, соответствующей целям и приоритетам развития каждого муниципального образования с учетом местных особенностей и специфики.
Муниципальная кадровая политика должна быть разработана с учетом целей и приоритетов развития каждого муниципального образования, необходимости решения вопросов местного значения, использования местных ресурсов и потенциала муниципального образования. Муниципальная кадровая политика должна быть основана на общефедеральной государственной кадровой политике и региональной государственной кадровой политике, цели и приоритеты которых являются также и ведущими ориентирами муниципальной кадровой политики. В то же время последняя должна иметь свои цели и приоритеты, которые вытекают из местных особенностей развития муниципального образования, их специфики, обусловлены необходимостью решения задачи кадрового обеспечения процессов становления и развития муниципального образования на основе использования местных ресурсов и потенциала. Государственная кадровая политика направлена на развитие кадрового потенциала всего общества, а муниципальная кадровая политика – на развитие кадровых ресурсов конкретного муниципального образования. Их реализация основана на применение одних и тех же технологий кадровой работы, принципов и норм. Муниципальная кадровая политика является важнейшей составляющей региональной государственной кадровой политики, а последняя – общефедеральной государственной кадровой политики.
Кадровая работа. Реализация государственной кадровой политики всеми ее субъектами понимается как кадровая работа. Ее проведение предполагает организацию работы с кадрами, применение специальных технологий и способов работы с кадрами, функционирование механизма кадровой деятельности. Кадровая работа как проявление кадровых процессов в общественной системе имеет много субъектов и характеризуется многоуровневой структурой. Основным субъектом государственной кадровой политики выступает государство, деятельность которого составляет часть всех кадровых процессов в общественной системе. Осуществление кадровой политики неразрывно связано не только с разработкой ее концепции, но и с разработкой программ по подготовке и формированию кадров, обеспечению кадрами отдельных отраслей на основе эффективных кадровых технологий. Последние являются тактикой реализации кадровой политики, основываются на применении таких процедур как прием, оценка, аттестация, развитие, учет, планирование, мотивация персонала и т.д. (см. схему 2).
Однако применение специальных кадровых технологий затруднено недостаточностью подготовленных кадров, отсутствием финансирования. Поэтому укрепление кадрового состава необходимо начинать с анализа кадровой ситуации и разработки комплекса специальных мер, принятия региональных и местного значения комплексных кадровых программ, способствующих реальному прогрессу дел в этой сфере (см. Приложение).
В число основных моментов, на которые следует обратить особое внимание, относятся возрастная структура кадров, квалификационная структура, определение источников пополнения кадрового потенциала. Подбор и назначение кадров должны производиться на основе определения основных требований к кадрам, к формированию и подготовке резерва, выявления тенденций развития руководящих кадров, разработки и установления должностных инструкций. Только таким образом можно провести процедуры отбора кадров, планирование развития кадрового потенциала, включающего схемы замещения должностей, планирование карьерного развития.
- Содержание
- Раздел 1. Основы теории и практики 7
- Введение
- 2. Реализация государственной кадровой политики: цели, содержание, принципы
- С Кадровый консалтинг Оценка Рекрутинг Обучение Реорганизация хема №2. Система управления кадрами
- 3. Механизм реализации государственной кадровой политики
- Научно-информационное обеспечение гкп. Здесь предусматривается решение следующих задач:
- 4. Современные социально-демографические процессы как объект государственной кадровой политики
- 5. Основы государственной кадровой политики в Республике Башкортостан
- Раздел 2. Технологии государственной и муниципальной кадровой политики
- 6. Кадровые технологии
- 7. Оценка кадровой ситуации в регионе и кадровое планирование в системе государственной кадровой политики
- 8. Разработка и реализация программ развития кадрового потенциала региона
- 9. Технологии кадрового обеспечения городов, районов
- 10. Формы и методы кадровой политики в органах государственного и муниципального управления
- Заключение
- Литература
- I. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
- 2. Нормативно-правовые акты Республики Башкортостан
- 3. Учебники, монографии и статьи
- Приложения
- Задание «Работа с кадрами»
- Примерная структура программы развития кадрового потенциала района с 2005 по 2015 г.
- 1. Кадровая ситуация в районе, городе
- 2. Основные проблемы развития кадрового потенциала
- Цели, задачи и приоритеты кадровой политики в районе, городе
- 4. Направления развития кадрового потенциала в районе
- 5. Механизм разработки, принятия и реализации программы. Ответственность за осуществление программы
- Содержание Программы
- Цели, задачи, принципы и структура Программы
- 2. Состояние и проблемы кадрового обеспечения района
- 3. Мероприятия по реализации Программы кадрового обеспечения района (по направлениям)
- 450057, Г. Уфа, ул. Цюрупы, 6