logo search
ПОЗИС

46. Понятие и признаки контрафакта.

Контрафа́кт(англ.counterfeit—подделка)

В основе контрафакта — нарушение интеллектуальных прав. Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.

Виды контрафакта [1]:

  1. Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» — «Guchi». В таком случае, производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип, и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.

  2. Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда и т.д..

  3. Незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ — т.н. пиратство.

  4. Незаконное использование запатентованных технических решений.

Из анализа содержания англо-русских и французско-русских словарей по общей лексике следует, что слово “контрафактный” происходит от французских слов “contrefacon” — поддельная вещь и “contrefaction” — подделка (действие), а также от созвучного с ними английского слова “counterfeit” — подделка (поддельный, подложный, фальшивый). Контрафакция - незаконное использование фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм. Это недобросовестная конкуренция путем введения потребителя в заблуждение, использование результатов чужого труда вопреки воле собственника

Термин "контрафакция" имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

“Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Контрафакция:

  1. Нарушения авторского права или смежных прав

  2. Использование отдельными фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и обмана покупателя” [27].

Толковый словарь таможенного права дает следующее определение контрафактным товарам: “это товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначения” [16, С. 185].

В средствах массовой информации, в юридической литературе, в принимаемых по данной проблеме нормативных документах понятия «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция употребляются одновременно и зачастую воспринимаются как синонимы. С юридической точки зрения это два самостоятельных понятия.

Контрафакция, как экономическое явление, - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.

“Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи” [13, Ст. 1.]. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

Понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.

Контрафакт, как социальное явление, может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т.е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей, нарушение прав интеллектуальной собственности, прав правообладателя. Сегодня нет ни одного человека, который был бы уверен в качестве приобретаемого им товара.

“В законодательстве РФ употребляется также термин “контрафактный экземпляр” – экземпляр произведения, охраняемого авторским правом, или объекта, охраняемого смежным правом, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение указанных прав” [19, С. 469].

Контрафакт можно представить в трех видах:

  1. Подделка - это продукция, выпущенная без права размещения на ней поддельных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение. Качество и цена контрафактной продукции могут варьироваться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, но неизменным остается незаконное использование товарного знака, принадлежащего тому, или иному правообладателю.

Индикаторами подделки являются цена, качество и место реализации.

Подделки чаще поражают рынки повседневных, массовых товаров, где легко затеряться среди изобилия продуктов и множества компаний. Подделывают тот продукт, который уже завоевал рынок. В этом смысле контрафакт паразитирует на брендовых товарах.

  1. Серый (параллельный) импорт - это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну.

Серый импорт считается безусловным элементом контрафакта представителями правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь намеченную прибыль, провоцируя продажу товаров по искусственно заниженным ценам. К тому же осложняются отношения с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок.

  1. Имитаторы (товары, сходные до степени смешения) - имитация известного бренда под видом самостоятельного товарного знака. То есть делается другой продукт, но очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, что может ввести потребителя в заблуждение.

Из положений закона можно вывести следующие признаки контрафакта