46. Понятие и признаки контрафакта.
Контрафа́кт(англ.counterfeit—подделка)
В основе контрафакта — нарушение интеллектуальных прав. Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.
Виды контрафакта [1]:
Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» — «Guchi». В таком случае, производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип, и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.
Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда и т.д..
Незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ — т.н. пиратство.
Незаконное использование запатентованных технических решений.
Из анализа содержания англо-русских и французско-русских словарей по общей лексике следует, что слово “контрафактный” происходит от французских слов “contrefacon” — поддельная вещь и “contrefaction” — подделка (действие), а также от созвучного с ними английского слова “counterfeit” — подделка (поддельный, подложный, фальшивый). Контрафакция - незаконное использование фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм. Это недобросовестная конкуренция путем введения потребителя в заблуждение, использование результатов чужого труда вопреки воле собственника
Термин "контрафакция" имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.
“Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Контрафакция:
Нарушения авторского права или смежных прав
Использование отдельными фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и обмана покупателя” [27].
Толковый словарь таможенного права дает следующее определение контрафактным товарам: “это товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначения” [16, С. 185].
В средствах массовой информации, в юридической литературе, в принимаемых по данной проблеме нормативных документах понятия «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция употребляются одновременно и зачастую воспринимаются как синонимы. С юридической точки зрения это два самостоятельных понятия.
Контрафакция, как экономическое явление, - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.
“Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи” [13, Ст. 1.]. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.
Понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.
Контрафакт, как социальное явление, может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т.е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей, нарушение прав интеллектуальной собственности, прав правообладателя. Сегодня нет ни одного человека, который был бы уверен в качестве приобретаемого им товара.
“В законодательстве РФ употребляется также термин “контрафактный экземпляр” – экземпляр произведения, охраняемого авторским правом, или объекта, охраняемого смежным правом, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение указанных прав” [19, С. 469].
Контрафакт можно представить в трех видах:
Подделка - это продукция, выпущенная без права размещения на ней поддельных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение. Качество и цена контрафактной продукции могут варьироваться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, но неизменным остается незаконное использование товарного знака, принадлежащего тому, или иному правообладателю.
Индикаторами подделки являются цена, качество и место реализации.
Подделки чаще поражают рынки повседневных, массовых товаров, где легко затеряться среди изобилия продуктов и множества компаний. Подделывают тот продукт, который уже завоевал рынок. В этом смысле контрафакт паразитирует на брендовых товарах.
Серый (параллельный) импорт - это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну.
Серый импорт считается безусловным элементом контрафакта представителями правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь намеченную прибыль, провоцируя продажу товаров по искусственно заниженным ценам. К тому же осложняются отношения с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок.
Имитаторы (товары, сходные до степени смешения) - имитация известного бренда под видом самостоятельного товарного знака. То есть делается другой продукт, но очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, что может ввести потребителя в заблуждение.
Из положений закона можно вывести следующие признаки контрафакта
Контрафактом являются материальные носители и специальное техническое оборудование, предназначенное для изготовления указанных носителей. Соответственно контрафакт обладает признаком освещенности, поскольку все явления, которые охватываются данным понятием, представляют собой физически осязаемые телесные вещи;
Соответствующий осязаемый объект должен содержать охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (например, промышленный образец) и/или приравненное к нему средство индивидуализации (например, товарный знак) либо должен быть предназначен для изготовления или иного использования вещей, содержащих результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Соответствующий материальный носитель должен быть изготовлен, а специальное оборудование должно применяться в целях изготовления материальных носителей при отсутствии разрешения правообладателя, т.е. с нарушением исключительного права, и далее использоваться (храниться, перевозиться и т.п.) также без разрешения правообладателя;
Отсутствие разрешения правообладателя на изготовление или иное использование материального носителя или специального оборудования должно быть установлено компетентным правоприменительным органом, главным образом, судом;
За изготовление или иное использование материальных носителей, неправомерно содержащих результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, установлены специальные санкции [17, С. 44].
- 9.Часть произведения как объект авторских прав.
- 10.Программы для эвм и базы данных как объект авторских прав.
- 11. Исполнение как объект смежных прав.
- 12. Фонограмма как объект смежных прав.
- 13. Сообщение в эфир по кабелю как объект смежных прав.
- 14. Базы данных объект смежных прав.
- 15. Результат деятельности публикатора как объект смежных прав.
- 16. Изобретение как объект патентных прав.
- 17. Полезная модель как объект потентного права.
- 18. Промышленный образец как объект потентных прав.
- 19. Селикционное достижение как объект потентных прав.
- 20. Фирминное наименование как объект интелектуальной собственности.
- 21. Товарный знак как объект интелектуальной собственности.
- 22. Наименование место происхождение товара.
- 23. Комерческое обозначение как объект интелектуальной собственности.
- 24. Сложный объект интелектуальной собственности.
- 25. Объекты интелектуальной собственности не охраняемые ч 4 гк рф.
- 26. Автор как субъект интелектуальной собственности.
- Авторский договор
- 27. Работодатель как субъект права интелектуальной собственности.
- 28. Наследники как субъекты права интелектуальной собственности.
- 29. Правовой статус Роспатента.
- 30. Организации осуществляющие коллективное управление авторскими правами Заинтересованные лица
- Коллективное управление правами
- Членство в организации коллективного управления
- Спектр услуг организаций коллективного управления правами
- Российские организации коллективного управлени правами
- 31. Понятие и виды интелектуальных прав.
- 32. Исключительное право.
- 33. Свободное использование объектов интелектуальной собственности.
- 34. Личные неимущественные права.
- Защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ
- 35. Инные интелектуальные права.
- 36.Общее положение об распоряжении интелектуальными правами.
- 37. Договор об отчуждении исключительного права
- 38. Лицензионный договор
- 39.Договор авторского заказа
- 40. Распределение интеллектуальных прав на объекты, созданные при выполнении работ по договору
- 41. Распоряжение иными интелектуальными правами.
- 42. Общее положение о защите интелектуальных прав.
- 43. Защита исключительныхх прав.
- 44. Компенсанция в установленных законом пределах как способ защиты исключительного права.
- 45. Защита личных неимущественных и иных интелектуальных прав.
- 46. Понятие и признаки контрафакта.