43Понятие «налог» в российском финансовом праве.
Понятие "налог" может рассматриваться с двух позиций. С первой, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 Налогового кодекса РФ). Со второй, налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих.
Данная система отношений с правовой точки зрения включает в себя, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в казну государства (вопросы осуществления налогового контроля и применения ответственности за налоговые нарушения правонарушения лежат за плоскостью понятия налог, однако составляют наряду с указанными выше отношениями предмет налогового права). Кроме того, ряд авторов, рассматривают налоги не только с правовых позиций и точки зрения экономики.
Так, по мнению некоторых ученых, налог представляет собой не только правовые отношения и экономическую категорию, но и общественно-политический, социальный институт, пучок функций, некую структуру. Иначе говоря, налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.
Каждый элемент налога имеет самостоятельное юридическое значение, что так или иначе нашло свое отражение в законодательстве или теории налогообложения, при этом, необходимо отметить, что выделение самостоятельных элементов обусловлено особой важностью налоговых отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков, а к законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования.
Так, в п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ указано, что "при установлении налогов должны быть определены ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить".
Согласно п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ: "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога".
44Понятие государственной пошлины в российском финансовом праве.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Плательщикамигосударственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
45Понятие субъекта налогообложения.
Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Понятию «субъект налогообложения» близко другое понятие – «носитель налога». Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с субъекта налогообложения, т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо.
Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершению процессов переложения налога.
Например, субъектами акциза (косвенный налог в виде надбавки к цене товара) являются юридические лица, производящие и реализующие подакцизный товар. Эти лица обязаны исчислить сумму акциза и перечислить ее в бюджет. Акциз включается в цену подакцизного товара, но не выделяется в ней. Покупатель этого товара в составе цены товара оплачивает и акциз. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму акциза. Этот конечный потребитель и является носителем акциза.
Законодательные акты устанавливают субъект налога, а не носителя налога.
Не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу или сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» – один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами).
Законодательство Российской Федерации запрещает использование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо.
Так, Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями) запрещает при заключении договоров и иных сделок включать в них налоговые оговорки, в соответствии с которыми работодатель принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога работников (п.2 ст.20). Если подоходный налог все же уплачен за счет средств организации, то подлежащий налогообложению доход физических лиц увеличивается на сумму этого налога.
- Предмет и система финансового права Российской Федерации.
- Основные институты финансовой системы рф и их правовое регулирование.
- Система источников финансового права Российской Федерации.
- Понятие и виды финансово-правовых норм.
- Конституционно-правовое регулирование финансовых правоотношений.
- Конституция Российской Федерации как источник финансового права.
- Гражданский кодекс как источник финансового права.
- Уголовный кодекс как источник финансового права.
- Кодекс об административных правонарушениях как источник финансового права.
- Организационная структура, компетенция и деятельность Счетной палаты.
- Государственный финансовый контроль исполнительной власти.
- Правовой статус и компетенция Министерства финансов Российской Федерации.
- Компетенции и функции казначейских органов, действующих в составе Министерства финансов.
- Правовое регулирование противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации.
- Структура, содержание и значение Федерального закона «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- 16. Правовое положение и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу Министерства финансов Российской Федерации.
- 17.Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 18.Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве.
- 19.Обеспечение независимости аудиторской деятельности в российском законодательстве.
- 20.Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- 21.Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- 22.Принципы бюджетного устройства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 23.Бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 25. Закрепленные доходы и регулирующие доходы в бюджетном праве.
- 26.Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 27.Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона о Федеральном бюджете в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- Глава 22 Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- 28.Правовое регулирование государственных расходов в Российской Федерации.
- Глава VII правовое регулирование государственных расходов
- 29.Понятия «государственный кредит» и «государственный долг».
- 30.Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 2. Понятие государственного долга и системы управления государственным долгом
- 3. Текущая ситуация в области управления государственным долгом России
- 30Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 32Исчисление предельного объема заимствований Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- 39Правовое регулирование «секретных» статей бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 41Структура, содержание и значение Общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
- §2. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе
- 42Структура, содержание и значение Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации.
- 43Понятие «налог» в российском финансовом праве.
- Порядок исчисления налогов в соответствии с российским законодательством.
- Права и обязанности граждан, связанные с налогообложением, в соответствии с российским законодательством.
- 1.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Понятие налогового преступления.
- Понятие налогового правонарушения.
- Банковская система Российской Федерации. Роль и значение Центрального банка как органа государственного управления.
- Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.
- Законодательство о взаимоотношениях Банка России и органов государственной власти.
- (Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-фз (ред. От 19.10.2011, с изм. От 21.11.2011) "о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")
- Глава IV. Взаимоотношения банка россии с органами
- Государственной власти и органами местного самоуправления
- Функции правового регулирования и надзора Банка России. Инструменты реализации его прерогатив, закрепленные в законодательстве. -
- Правовое регулирование банковской тайны в российском законодательстве.
- Структура, содержание и значение Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации.
- Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета в Российской Федерации.