logo search
готовые шпоры

43Понятие «налог» в российском финансовом праве.

Понятие "налог" может рассматриваться с двух позиций. С первой, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 Налогового кодекса РФ). Со второй, налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих.

Данная система отношений с правовой точки зрения включает в себя, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в казну государства (вопросы осуществления налогового контроля и применения ответственности за налоговые нарушения правонарушения лежат за плоскостью понятия налог, однако составляют наряду с указанными выше отношениями предмет налогового права). Кроме того, ряд авторов, рассматривают налоги не только с правовых позиций и точки зрения экономики.

Так, по мнению некоторых ученых, налог представляет собой не только правовые отношения и экономическую категорию, но и общественно-политический, социальный институт, пучок функций, некую структуру. Иначе говоря, налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Каждый элемент налога имеет самостоятельное юридическое значение, что так или иначе нашло свое отражение в законодательстве или теории налогообложения, при этом, необходимо отметить, что выделение самостоятельных элементов обусловлено особой важностью налоговых отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков, а к законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования.

Так, в п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ указано, что "при установлении налогов должны быть определены ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить".

Согласно п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ: "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога".

44Понятие государственной пошлины в российском финансовом праве.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Плательщикамигосударственной пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

45Понятие субъекта налогообложения.

Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Понятию «субъект налогообложения» близко другое понятие – «носитель налога». Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с субъекта налогообложения, т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо.

Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершению процессов переложения налога.

Например, субъектами акциза (косвенный налог в виде надбавки к цене товара) являются юридические лица, производящие и реализующие подакцизный товар. Эти лица обязаны исчислить сумму акциза и перечислить ее в бюджет. Акциз включается в цену подакцизного товара, но не выделяется в ней. Покупатель этого товара в составе цены товара оплачивает и акциз. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму акциза. Этот конечный потребитель и является носителем акциза.

Законодательные акты устанавливают субъект налога, а не носителя налога.

Не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу или сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» – один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами).

Законодательство Российской Федерации запрещает использование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо.

Так, Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями) запрещает при заключении договоров и иных сделок включать в них налоговые оговорки, в соответствии с которыми работодатель принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога работников (п.2 ст.20). Если подоходный налог все же уплачен за счет средств организации, то подлежащий налогообложению доход физических лиц увеличивается на сумму этого налога.