logo
Автономия региональных органов власти

Введение

  • Актуальность исследования. Вопрос условий, факторов и эффектов организационного обеспечения законодательной власти является важной научной и практической проблемой, поскольку имеет прямое отношение к развитию автономии законодательных органов власти. В то же время, вопрос функционирования, а также условий и факторов развития законодательной системы является немаловажной научной и практической проблемой в современных условиях. Поскольку формально законодательная власть является независимой, а в реальности автономией не обладает, вопрос изучения факторов влияния на российский региональный парламентаризм приобретает особую актуальность. Поэтому изучение такого фактора влияния как ресурсообеспечение парламентаризма представляется нам крайне важным и актуальным, так как это поможет как осмыслению особенностей регионального парламентаризма, так и анализу особенностей российского парламентаризма в целом.
  • Немаловажным является тот факт, что существующий объем научной литературы помогает создать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы. Однако для решения поставленных задач требуется проведение отдельного исследования для получения эмпирического материала. Проблема автономии законодательной власти была широко изучена и проработана, однако вопросы привязки автономии региональных парламентов к уровню их ресурсообеспеченности изучались гораздо менее подробно.

    Поэтому данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. В частности, требует более детального анализа политическая деятельность депутатов региональных парламентов, влияние ресурсных факторов на ее осуществление, а также логика законодательного процесса в рамках теории коллективного действия.

    В частности, лакуной в научном знании является проблема измеримости деятельности парламентариев: в настоящее время не существует единого подхода и единой системы измерения эффективности деятельности парламентариев, а также ее ресурсозатратности. В отличие от представителей исполнительной власти, деятельность которых подробно регламентируется законодательно.

    Поскольку влияние ресурсообеспечения на деятельность региональных парламентов составляет важную, но малоизученную проблему, встает необходимость ее изучения и проведения эмпирического исследования.

    Также, практическая актуальность проблемы состоит в том, что в 2014 году, вследствие экономического кризиса, возникла инициатива перевода деятельности депутатов Санкт-Петербурга на полупрофессиональную основу. Подобный шаг требует проведения анализа эффективности данной реформы и оценки ее целесообразности.

    Цель и задачи. Исследовательский вопрос данного исследования таков: каков оптимальный объем организационного (включая кадровое) обеспечения деятельности депутатов региональных парламентов и какие эффекты имеет соотношение ресурсообеспечения и затрат ресурсов региональных парламентов для автономии законодательной власти.

    Цель данного исследования - анализ соотношения объема деятельности (трудозатрат) депутатов региональных органов власти (на примере городов федерального значения) с предоставляемыми им ресурсами

    Задачи:

    1) Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы и изучить основные эмпирические исследования

    2) Изучить законодательно и нормативно задаваемый круг полномочий депутатов

    3) Выявить реальный функционал депутатов

    4) Определить необходимый объем трудозатрат в рамках выявленного функционала

    5) Проанализировать соотношения выявленного объема трудозатрат с реальными ресурсами

    6) Сравнить результаты исследования по городам федерального значения - Москве и Санкт-Петербургу

    Научная проработанность темы. Данное исследование основывается на теоретической рамке концепции неоинституционализма. Согласно ей политические акторы являются рационально мыслящими эгоистами, действующими в рамках, прежде всего, формальных институтов, а формальные институты с легкостью изменяются в силу своей формальной закрепленности. Также в данной теории важную роль играет понятие неопределенности (Энтони Даунс Downes A. An Economic Theory of Democracy. New York: Harper, 1957.), которое основывается на невозможности учета всех факторов, и, следовательно, приводит к невозможности точного прогноза поведения акторов. Поэтому формальные институты являются общими "правилами игры", которые позволяют ограничить поведение акторов и сделать его предсказуемым. Это значит, что активность акторов, направленная на получение политических и экономических выгод, а также на создание новых формальных институтов, происходит в рамках самих формальных политических институтов. Поэтому можно сказать, что в данном исследовании можно рассматривать институты, в том числе, как результат действий политических акторов.

    Проблема автономии законодательной власти и влияния внешних факторов на группы политических акторов не нова и рассматривалась в рамках научных исследований такими учеными как:

    Олсон М. Логика коллективных действий //Общественные блага и теория групп. - 1995.

    Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия. Бихевиористский подход. Обращение президента Американской политологической ассоциации, 1997 г. (Перевод с англ. ЭГ Зверевой) //Вопросы государственного и муниципального управления. - 2010. - №. 1. - С. 5-52.

    Шириков А. Анатомия бездействия: политические институты и бюджетные конфликты в регионах России //СПб: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. - 2010.

    Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования //Социологические исследования. - 1996. - №. 11. - С. 120-128.

    Павроз А.В. Соискание ренты как категория политического анализа //Вестник Московского университета. Серия. - 2009. - Т. 12. - С. 84-94.

    Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки //Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара. - 2011.

    Основные выводы, сделанные учеными, были большей частью теоретического направления и говорили о соотношении полномочий законодательной и исполнительной власти. Например, Д.Норт рассматривал основы институционального выбора, Б. Вайнгаст делал вывод об эффективности законодательной власти и представительных органов власти, а также о методах создания отношений между законодательной и исполнительной властью и об уровне автономии законодательной власти Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки //Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара. - 2011..

    Основные выводы, сделанные ранее, позволяют заметить, что перераспределение ресурсов между законодательной и исполнительной властями показывают степень независимости и автономии каждой из ветвей власти. Зачастую, автономия законодательной власти зависит от исполнительной власти. Поэтому видится совершенно необходимым изучение ресурсообеспеченности законодательной власти для определения уровня ее автономии, а также для определения необходимого уровня обеспеченности ее ресурсами для должного функционирования.