logo
Особенности местного самоуправления в крупном городе (на примере Санкт-Петербурга)

1.3 Законодательная база местного самоуправления в России

В настоящее время в России проблеме законодательного регулирования, организации и деятельности местного самоуправления уделяется большое внимание. Более 200 федеральных законов принято и действуют на сегодняшний день, к ним необходимо отнести и другие федеральные нормативно-правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства, решения Конституционного суда), нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовую базу местного самоуправления составляют базирующиеся на принципе иерархичности следующие документы:

федерального уровня: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и др.;

уровня субъекта Федерации: например, Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправление в Санкт-Петербурге» от 23.06.97.№111-35.

Выделим из их числа наиболее основополагающие законы.

Конституция Российской Федерации принятая на референдуме 12-ого декабря 1993 года, обеспечивает существенные гарантии местного самоуправления. Статья 12 и статьи 130-133 в главе 8 Конституции содержит положения, регулирующие вопросы местного самоуправления.

Конституция закрепляет в качестве задачи, которую призвано решать местное самоуправление, - «вопросы местного значения». Кроме того, в Конституции продекларировано, что «местное самоуправление осуществляется посредством референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления», а также, что «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги, сборы, обеспечивают охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения».

Европейская хартия о местном самоуправлении.

Была принята Советом Европы в 1985 году. Основная идея этого документа - обеспечить и гарантировать независимость и, самое главное, самостоятельность органов местного самоуправления в их деятельности, в решении вопросов местного значения. Такая независимость и самостоятельность невозможна без наличия экономических и финансовых ресурсов. Россия присоединилась к Европейской хартии в 1997 году, ратифицировано Государственной Думой в марте 1998 года.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131- ФЗ

Принят 16 сентября 2003 года. Вступает в силу с 1 января 2006 года, по сравнению с федеральным законом №154-ФЗ 1995 года, дает несколько другое, но аналогичное по сути определение местному самоуправлению: «Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектами Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Следует отметить, что Статья 79 определяет особенности местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Этот закон устанавливает что, изменение границ, перечень вопросов местного значения, источники доходов местного бюджета, состав муниципального имущества определяется законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Сравнивая положения ФЗ-95 и нового ФЗ, обратим внимание на повторяющееся словосочетание законодателя «сохранение единства городского хозяйства», в связи с которым возникает ряд юридических, экономических и организационных проблем:

действующее законодательство не определяет термин «городское хозяйство», следовательно, неясны правовые, организационные, финансовые и иные принципы обеспечения «единства городского хозяйства»;

отсутствуют критерии, по которым можно оценить, едино городское хозяйство или не едино;

не определены юридические последствия недостижения цели «сохранения единства городского хозяйства».

Из буквального прочтения части 3 статьи 79 нового ФЗ следует, что на «муниципальные правоотношения» в Москве и Санкт-Петербурге положения главы 3 («Вопросы местного значения») этого закона не распространяются. А если быть точнее, то в этом вопросе петербургские и московские законодатели полностью свободны в своих действиях.

Таким образом, сложностей с определением перечней вопросов местного значения много, поэтому вероятнее всего, в целом новые перечни вопросов местного значения МО в Москве и Санкт-Петербурге, за исключением отдельных деталей, будут мало отличаться от существующих в настоящее время. Ошурков А.Т. и др. Москва-Санкт-Петербург: местное самоуправление в городах федерального значения. СПб., 2004. С. 12-14.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ

Закон принят Государственной Думой 12-ого августа 1995 года, опубликованный 1-ого сентября 1995, является базисным законодательным актом построения и функционирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Этот закон в соответствии с Конституцией РФ определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

Федеральный закон определяет в статье 1 «вопросы местного значения» как: «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, законами субъектов РФ».

Статья 6 содержит более широкое описание предметов ведения муниципальных образований как вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К предметам ведения муниципальных образований относятся 30 вопросов местного значения. Основное содержание предметов ведения затрагивает вопросы местных финансов, утверждения местного бюджета и местных налогов, социально-экономического развития, содержания муниципального жилья, дошкольного, школьного образования, профессионального обучения, создания учреждений здравоохранения, общественного порядка, энергии, газа, отопления и водоснабжения, канализационной системы, содержания местных дорог, организации общественного транспорта, культурных учреждений и зрелищных мероприятий, спорта, содействия занятости населения, защиты окружающей среды и противопожарной безопасности.

Федеральный Закон предусматривает, что местные налоги и сборы - это налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления самостоятельно, но федеральные законы не определяют их вид или размер налоговых ставок. Доходы местного бюджета состоят в соответствии с статьей 36 из доходов от местных налогов, сборов и штрафов, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, определенными федеральными законами и законами субъектов РФ.