11. Теория разделения властей.
Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё. Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Политология: предмет, структура, методы и функции.
- 2.Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии
- 3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.
- 4.Политическая мысль периода Античности и средних веков.
- 5.Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
- 6.Основные направления исследований современных западных политологов.
- 7. Эволюция политической мысли в Беларуси.
- 8.Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции.
- 9.Субъекты власти и ее ресурсы.
- 10. Легитимность и эффективность политической власти.
- 11. Теория разделения властей.
- 12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.
- 13. Средства массовой информации в политической системе общества.
- 14. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
- 15. Политический режим как характеристика политической системы.
- 16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.
- 17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.
- 18. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии.
- 19. Генезис, признаки и функции государства.
- 20. Монархия как форма правления и ее разновидности.
- 21. Республика как форма правления и ее разновидности.
- 22. Формы территориального устройства государств.
- 23. Сущность и принципы правового государства.
- 24. Социальное государство рб: сущность, направления развития, приоритеты.
- 25. Гражданское общество: условия возникновения и общая характеристика.
- 26. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
- 27. Парламент: общая характеристика и функции.
- 28. Правительство: порядок формирования и полномочия.
- 29. Местное управление и самоуправление.
- 30. Место и роль судебной власти в государственном механизме.
- 31. Институты государственной власти в рб.
- 32. Генезис, понятие и функции политических партий.
- 33. Партийные системы и их характеристика.
- 34.Становление многопартийной системы в рб: причины и особенности.
- 35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.
- 36. Сущность, природа и функции политического лидерства.
- 37. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства.
- 38. Конституция рб о форме государственного правления и территориального устройства страны.
- 39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.
- 40. Структура, стадии и виды политических процессов.
- 41. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.
- 42. Теория элит. Структура, функции и типология политических элит.
- 43. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов.
- 44. Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.
- 45. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.
- 46. Пропорциональная избирательная система.
- 47. Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки.
- 48. Избирательная система и избирательная практика в рб.
- 49. Политическая культура: сущность, структура и функции.
- 50. Типология политической культуры. Политическая субкультура.
- 51.Политическая социализация личности: сущность, этапы и типы.
- 52. Политическая идеология: понятие и функции.
- 53. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 54. Либерализм и неолиберализм.
- 55. Современная социал-демократия: теория и практика.
- 56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения.
- 57. Международные отношения: сущность, структура, тенденция развития.
- 58. Внешняя политика рб: сущность, принципы и приоритеты.
- 59. Глобальные проблемы современности и глобализация.
- 60. Сущность геополитики, основные этапы становления и развития.