26. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
Место и роль главы гос-ва определяется особенностями конституционного строя национального законодательства, а главное характером полит режима. Правовой статус зависит от форм правления, способов и методов полит правления. В странах, где глава наделен широкой властью, он осуществляет реальное руководство, определяет полит курс и обеспечивает его осуществление в жизнь.
Конституция не относит Президента к системе органов исполнительной (административной) власти гос-ва (после референдума 1996г.), однако, его статус, как главы гос-ва определенный ст. 79 Конституции указывает на его активное участие в решении вопросов связанных с хозяйственной, экономической, социальной и политической деятельностью, в частности, в соответствии с Конституцией он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Его участие в заключении международных договоров, в числе которых и связанные с осуществлением взаимовыгодного сотрудничества в хозяйственной, экономической, социально-культурной и иной деятельности государства безусловно оказывает значительное влияние на эффективность развития государства.
Требования к кандидатам:
1. Гражданин РБ по рождению
2. Возраст более 35 лет
3. Наделен избирательным правом
4. Постоянно проживает в РБ более 10 лет перед выборами
Полномочия:
1) определяя основные направления внутр. и внеш. политики, Президент РБ. формирует цели, задачи и конкретные направления деят-ти Правительства, ведущих министерств и других центральных органов гос. управления;
2) Президент РБ. назначает с согласия Палаты представителей Премьер-министра Республики Беларусь, назначает на долж-ть и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РБ, министров, председателей гос. комитетов, комитетов при Совете Министров и других членов Правительства;
3) Президент РБ. вносит в Палату представителей законопроекты, в том числе касающиеся правового статуса органов исп. власти;
4) Президент РБ определяет систему органов исп. власти, назначает руководителей республиканских органов гос. управления, определяет их статус;
5) Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ, принимает решение об отставке Правительства;
6) Президент Республики Беларусь формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;
7) Президент Республики Беларусь формирует Администрацию Президента Республики Беларусь;
8) Президент Республики Беларусь назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РБ;
9) Президент РБ. имеет право отменять акты Правительства, местных органов исполнительной власти;
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.
Институт президентства – ведущий орган власти.
В условиях формирования социального правового государства в Республике Беларусь ведущее место в системе организации государственной власти принадлежит институту президентства. Относительная новизна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, предопределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократическому. Именно введение института президентства в Беларуси и других странах СНГ способствовало решению задач утверждения их независимости, ликвидации всевластия партийной системы, ускорение темпов социально-экономических реформ, политической и конституционной стабильности.
Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления.
Редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила иную модель государственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Политология: предмет, структура, методы и функции.
- 2.Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии
- 3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.
- 4.Политическая мысль периода Античности и средних веков.
- 5.Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
- 6.Основные направления исследований современных западных политологов.
- 7. Эволюция политической мысли в Беларуси.
- 8.Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции.
- 9.Субъекты власти и ее ресурсы.
- 10. Легитимность и эффективность политической власти.
- 11. Теория разделения властей.
- 12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.
- 13. Средства массовой информации в политической системе общества.
- 14. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
- 15. Политический режим как характеристика политической системы.
- 16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.
- 17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.
- 18. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии.
- 19. Генезис, признаки и функции государства.
- 20. Монархия как форма правления и ее разновидности.
- 21. Республика как форма правления и ее разновидности.
- 22. Формы территориального устройства государств.
- 23. Сущность и принципы правового государства.
- 24. Социальное государство рб: сущность, направления развития, приоритеты.
- 25. Гражданское общество: условия возникновения и общая характеристика.
- 26. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
- 27. Парламент: общая характеристика и функции.
- 28. Правительство: порядок формирования и полномочия.
- 29. Местное управление и самоуправление.
- 30. Место и роль судебной власти в государственном механизме.
- 31. Институты государственной власти в рб.
- 32. Генезис, понятие и функции политических партий.
- 33. Партийные системы и их характеристика.
- 34.Становление многопартийной системы в рб: причины и особенности.
- 35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.
- 36. Сущность, природа и функции политического лидерства.
- 37. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства.
- 38. Конституция рб о форме государственного правления и территориального устройства страны.
- 39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.
- 40. Структура, стадии и виды политических процессов.
- 41. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.
- 42. Теория элит. Структура, функции и типология политических элит.
- 43. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов.
- 44. Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.
- 45. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.
- 46. Пропорциональная избирательная система.
- 47. Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки.
- 48. Избирательная система и избирательная практика в рб.
- 49. Политическая культура: сущность, структура и функции.
- 50. Типология политической культуры. Политическая субкультура.
- 51.Политическая социализация личности: сущность, этапы и типы.
- 52. Политическая идеология: понятие и функции.
- 53. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 54. Либерализм и неолиберализм.
- 55. Современная социал-демократия: теория и практика.
- 56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения.
- 57. Международные отношения: сущность, структура, тенденция развития.
- 58. Внешняя политика рб: сущность, принципы и приоритеты.
- 59. Глобальные проблемы современности и глобализация.
- 60. Сущность геополитики, основные этапы становления и развития.