5.Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
Большой вклад в развитие политики и политической мысли в это время внесли Н.Макиавелли, Т. Гоббс, Кант, Монтескье и т.д.
Макиавелли в своих работах рассматривает гос-во как полит. состояние общ-ва: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной полит. власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», к-я разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе полит. поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, к-й можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда вывод, что в политике цель оправдывает средства. При рассмотрении форм гос. устр-ва он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании гос-в, а республиканское правление является лучшим для поддержания гос. власти.
Одним из основоположников теории общественного договора является англ. мыслитель Томас Гоббс. Политика и ее носитель – гос-во- учреждаются людьми путем договоренности между собой, когда индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия.
Полит. теория англ. философа Дж. Локка является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. В гос-ве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового гос-ва, т.к. именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Поддержание режима свободы требует четкого разграничения публично-властных полномочий гос-ва. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой – могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.
Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные св-ва человеческой природы и источники права, а, сл-но, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда — «разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей — второе достижение Монтескье. По его мнению, полит. властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права м.б. обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общ-во должно заставить подчиняться ей. Руссо считал необходимым также три внешних условия: социальное равенство, фундаментальное полит. единство, прямая форма демократии. В противоположность либеральной идеи компромисса интересов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.
Иммануил Кант отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий гос-ва, развивал идеи правового ограничения гос. власти. В своих работах Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.
Гегель излагает идеалистическую теорию гос-ва и права как ступеней развития духа в его объективной форме. Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве. Единство общ-ва м.б. достигнуто путем согласования различных интересов, а сл-но, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.
Т.о., основные доктрины полит. мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:
1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей.
3) теория разделения властей:
а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд — независимый.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Политология: предмет, структура, методы и функции.
- 2.Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии
- 3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.
- 4.Политическая мысль периода Античности и средних веков.
- 5.Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
- 6.Основные направления исследований современных западных политологов.
- 7. Эволюция политической мысли в Беларуси.
- 8.Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции.
- 9.Субъекты власти и ее ресурсы.
- 10. Легитимность и эффективность политической власти.
- 11. Теория разделения властей.
- 12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.
- 13. Средства массовой информации в политической системе общества.
- 14. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
- 15. Политический режим как характеристика политической системы.
- 16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.
- 17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.
- 18. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии.
- 19. Генезис, признаки и функции государства.
- 20. Монархия как форма правления и ее разновидности.
- 21. Республика как форма правления и ее разновидности.
- 22. Формы территориального устройства государств.
- 23. Сущность и принципы правового государства.
- 24. Социальное государство рб: сущность, направления развития, приоритеты.
- 25. Гражданское общество: условия возникновения и общая характеристика.
- 26. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
- 27. Парламент: общая характеристика и функции.
- 28. Правительство: порядок формирования и полномочия.
- 29. Местное управление и самоуправление.
- 30. Место и роль судебной власти в государственном механизме.
- 31. Институты государственной власти в рб.
- 32. Генезис, понятие и функции политических партий.
- 33. Партийные системы и их характеристика.
- 34.Становление многопартийной системы в рб: причины и особенности.
- 35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.
- 36. Сущность, природа и функции политического лидерства.
- 37. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства.
- 38. Конституция рб о форме государственного правления и территориального устройства страны.
- 39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.
- 40. Структура, стадии и виды политических процессов.
- 41. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.
- 42. Теория элит. Структура, функции и типология политических элит.
- 43. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов.
- 44. Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.
- 45. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.
- 46. Пропорциональная избирательная система.
- 47. Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки.
- 48. Избирательная система и избирательная практика в рб.
- 49. Политическая культура: сущность, структура и функции.
- 50. Типология политической культуры. Политическая субкультура.
- 51.Политическая социализация личности: сущность, этапы и типы.
- 52. Политическая идеология: понятие и функции.
- 53. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 54. Либерализм и неолиберализм.
- 55. Современная социал-демократия: теория и практика.
- 56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения.
- 57. Международные отношения: сущность, структура, тенденция развития.
- 58. Внешняя политика рб: сущность, принципы и приоритеты.
- 59. Глобальные проблемы современности и глобализация.
- 60. Сущность геополитики, основные этапы становления и развития.