logo
Politologia

13. Средства массовой информации в политической системе общества.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации политического процесса.

Их отличительные черты:

1. публичность, т. е. неограниченный круг потребителей;

2. наличие специальных технических приборов аппаратуры;

3. непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

4. однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;

5. непостоянный, дисперсивный характер их аудитории.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Политические функции СМИ:

1. информационная;

2. образовательная;

3. социализационная;

4. функция критики и контроля;

5. артикуляция различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов;

6. мобилизационная;

7. инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем);

8. оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций);

9. формирование общественности и общественного мнения.

Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Способы манипулирования достаточно многочисленны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4