46. Пропорциональная избирательная система.
При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере.
Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.
При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.
Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.
Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.
В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Политология: предмет, структура, методы и функции.
- 2.Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии
- 3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.
- 4.Политическая мысль периода Античности и средних веков.
- 5.Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
- 6.Основные направления исследований современных западных политологов.
- 7. Эволюция политической мысли в Беларуси.
- 8.Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции.
- 9.Субъекты власти и ее ресурсы.
- 10. Легитимность и эффективность политической власти.
- 11. Теория разделения властей.
- 12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.
- 13. Средства массовой информации в политической системе общества.
- 14. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
- 15. Политический режим как характеристика политической системы.
- 16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.
- 17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.
- 18. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии.
- 19. Генезис, признаки и функции государства.
- 20. Монархия как форма правления и ее разновидности.
- 21. Республика как форма правления и ее разновидности.
- 22. Формы территориального устройства государств.
- 23. Сущность и принципы правового государства.
- 24. Социальное государство рб: сущность, направления развития, приоритеты.
- 25. Гражданское общество: условия возникновения и общая характеристика.
- 26. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
- 27. Парламент: общая характеристика и функции.
- 28. Правительство: порядок формирования и полномочия.
- 29. Местное управление и самоуправление.
- 30. Место и роль судебной власти в государственном механизме.
- 31. Институты государственной власти в рб.
- 32. Генезис, понятие и функции политических партий.
- 33. Партийные системы и их характеристика.
- 34.Становление многопартийной системы в рб: причины и особенности.
- 35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.
- 36. Сущность, природа и функции политического лидерства.
- 37. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства.
- 38. Конституция рб о форме государственного правления и территориального устройства страны.
- 39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.
- 40. Структура, стадии и виды политических процессов.
- 41. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.
- 42. Теория элит. Структура, функции и типология политических элит.
- 43. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов.
- 44. Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.
- 45. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.
- 46. Пропорциональная избирательная система.
- 47. Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки.
- 48. Избирательная система и избирательная практика в рб.
- 49. Политическая культура: сущность, структура и функции.
- 50. Типология политической культуры. Политическая субкультура.
- 51.Политическая социализация личности: сущность, этапы и типы.
- 52. Политическая идеология: понятие и функции.
- 53. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 54. Либерализм и неолиберализм.
- 55. Современная социал-демократия: теория и практика.
- 56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения.
- 57. Международные отношения: сущность, структура, тенденция развития.
- 58. Внешняя политика рб: сущность, принципы и приоритеты.
- 59. Глобальные проблемы современности и глобализация.
- 60. Сущность геополитики, основные этапы становления и развития.