logo
Politologia

22. Формы территориального устройства государств.

Территориальное устройство гос-ва определяет правовой статус функционирования территориально-правовых единиц или субъектов, характер их отношения, характер управления этими единицами, степень полномочий центральных органов власти и региональных.

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это – сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При данном типе государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Федеративное государство является "компромиссным" вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

К федерациям смешанного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально-государственные и национально–территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения). И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор.

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.

Конфедерация сравнительно редко встречается в истории (США с1781 по 1789 г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.

Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:

• единая территория, население, живущее на данной территории;

• наличие обще федеральных государственных органов власти на всей территории государства;

• наличие конституционных гарантий территориальной целостности государства, отсутствие участей государства права выхода из него;

• невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами;

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4