22. Формы территориального устройства государств.
Территориальное устройство гос-ва определяет правовой статус функционирования территориально-правовых единиц или субъектов, характер их отношения, характер управления этими единицами, степень полномочий центральных органов власти и региональных.
С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.
Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это – сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При данном типе государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.
Федеративное государство является "компромиссным" вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.
К федерациям смешанного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально-государственные и национально–территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения). И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.
Существуют федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор.
Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.
Конфедерация сравнительно редко встречается в истории (США с1781 по 1789 г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.
Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:
• единая территория, население, живущее на данной территории;
• наличие обще федеральных государственных органов власти на всей территории государства;
• наличие конституционных гарантий территориальной целостности государства, отсутствие участей государства права выхода из него;
• невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами;
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Политология: предмет, структура, методы и функции.
- 2.Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии
- 3.Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.
- 4.Политическая мысль периода Античности и средних веков.
- 5.Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
- 6.Основные направления исследований современных западных политологов.
- 7. Эволюция политической мысли в Беларуси.
- 8.Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции.
- 9.Субъекты власти и ее ресурсы.
- 10. Легитимность и эффективность политической власти.
- 11. Теория разделения властей.
- 12. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.
- 13. Средства массовой информации в политической системе общества.
- 14. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
- 15. Политический режим как характеристика политической системы.
- 16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.
- 17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.
- 18. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии.
- 19. Генезис, признаки и функции государства.
- 20. Монархия как форма правления и ее разновидности.
- 21. Республика как форма правления и ее разновидности.
- 22. Формы территориального устройства государств.
- 23. Сущность и принципы правового государства.
- 24. Социальное государство рб: сущность, направления развития, приоритеты.
- 25. Гражданское общество: условия возникновения и общая характеристика.
- 26. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
- 27. Парламент: общая характеристика и функции.
- 28. Правительство: порядок формирования и полномочия.
- 29. Местное управление и самоуправление.
- 30. Место и роль судебной власти в государственном механизме.
- 31. Институты государственной власти в рб.
- 32. Генезис, понятие и функции политических партий.
- 33. Партийные системы и их характеристика.
- 34.Становление многопартийной системы в рб: причины и особенности.
- 35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.
- 36. Сущность, природа и функции политического лидерства.
- 37. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства.
- 38. Конституция рб о форме государственного правления и территориального устройства страны.
- 39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.
- 40. Структура, стадии и виды политических процессов.
- 41. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.
- 42. Теория элит. Структура, функции и типология политических элит.
- 43. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов.
- 44. Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.
- 45. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.
- 46. Пропорциональная избирательная система.
- 47. Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки.
- 48. Избирательная система и избирательная практика в рб.
- 49. Политическая культура: сущность, структура и функции.
- 50. Типология политической культуры. Политическая субкультура.
- 51.Политическая социализация личности: сущность, этапы и типы.
- 52. Политическая идеология: понятие и функции.
- 53. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 54. Либерализм и неолиберализм.
- 55. Современная социал-демократия: теория и практика.
- 56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения.
- 57. Международные отношения: сущность, структура, тенденция развития.
- 58. Внешняя политика рб: сущность, принципы и приоритеты.
- 59. Глобальные проблемы современности и глобализация.
- 60. Сущность геополитики, основные этапы становления и развития.