11. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
В соответствии с законом « О гражданстве РФ» все находящиеся на территории России лица без гражданства должны иметь вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный полномочным органом в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства и иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд и возвращение в РФ.
Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющиеся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Все они считаются законно находящимися в РФ, если имеют действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные ФЗ или международным договором документы, подтверждающие их право на пребывание в РФ.
Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
По своему объему и конкретному содержанию административная право субъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной.
Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.
Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.
Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.
Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 22 июля 2008 г.).
- 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления.
- 2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
- 3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)
- 4. Предмет административного права ( области административно-правового
- 5. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
- 6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений.
- 7. Административно-процессуальные нормы и отношения
- 8. Способы защиты административно-правовых отношений
- 9. Система административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
- 10. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина.
- 11. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
- 12. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан.
- 13. Правовой статус Президента рф и его Администрации в системе исполнительной
- Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного
- 16. Система федеральных государственных органов исполнительной власти: Правительство рф, министерства, службы, агенства, органы государственного управления( общая характеристика).
- Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации.
- Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления).
- 19. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений. Органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.
- 20. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего. Виды службы.
- 2. Виды службы и служащих по действующему законодательству
- Государственная слуюба и ее система (по фз от 27.05.2003г. «о системе государственной службы рф» и фз от 27.07.2004г. «о государственной гражданской службе рф».
- 22. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
- 23. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.
- 24. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.
- 25. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих.
- 26. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды.
- 27 . Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы).
- 28. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти.
- 29. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов.
- 30 . Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
- 31. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления.
- 2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления.
- 32.Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью.
- 2. Понятие и структура административной ответственности
- 33. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
- 34. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
- 35. Виды и формы контрольной деятельности государства.
- 2. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды
- 36. Общая социально-правовая характеристика структуры российской экономики как объекта административно-правового регулирования.
- 37. Основные направления (сферы) межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики. Государственные органы межотраслевого управления экономикой.
- 1. Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурах банкротства)
- 2. Антимонопольное государственное регулирование
- 3. Государственное банковское и налоговое регулирование
- 4. Государственное экологическое регулирование в области экономики
- 6. Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области
- 7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы
- 7. Сфера общегосударственного учета и статистики
- 8. Сфера государственной стандартизации, метрологии и сертификации
- 38. Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах. Административная ответственность в данных комплексах ( по КоАп рф).
- 2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
- 39.Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (апк). Административная ответственность в данном комплексе (по КоАп).
- 40. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАп).
- 41. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления.
- 42. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция
- 43.Правовой статус образовательных учреждений и их система. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
- 2. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
- 44. Государственное регулирование управления российской наукой
- 45. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры
- 46. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации
- 47. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
- 48. Система органов управления здравоохранением и их компетенция
- 2. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации
- 49. Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения
- 50. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации
- 2. Координирующая роль мид России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами
- 52. Понятие государственных служащих, их виды.
- 53. Понятие и виды безопасности. Силы и средства ее обеспечения
- 1. Понятие безопасности и ее виды
- 2. Система безопасности Российской Федерации, силы и средства ее обеспечения
- 54. Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по фкз «о чрезвычайном положении» и «о военном положении».
- 55. Режим охраны государственной и служебной тайны (Закон рф «о государственнй тайне»).
- 56. Разрешительно-лицензионная система и государственный порядок оборота оружия на основе Закона рф «Об оружии».
- 57. Государственный порядок въезда и выезда на основе фз «о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Паспортно-регистрационная система в России.
- 59. Частная детективная и охранная деятельность по фз «о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
- 60. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями
- 61. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами Российской Федерации по закону рф «о воинской обязанности и военной службе»
- 2. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и войсками
- 63. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других спецслужб
- 2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами
- 64. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного порядка
- 65. Министерство внутренних дел рф: компетенция, система, структура и основные направления деятельности
- 66. Организация полиции в Российской Федерации.
- 67. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
- 68. Особенности службы в полиции и органах внутренних дел, административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск Российской Федерации
- 69. Понятие и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. Система Министерства юстиции рф и компетенция органов и учреждений юстиции
- 2. Система Министерства юстиции рф и компетенция органов и учреждений юстиции
- 70. Организация службы судебных приставов в системе Министерства юстиции рф
- КоАп рф
- 71. КоАп рф: общая характеристика структуры и новизны содержания.
- 72. Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика и разнраничение предметов ведения рф и субъектов рф.
- 73. Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Элементы состава административного правонарушения.
- 74. Условия привлечеиия к административной ответственности по КоАп рф. (гл. 2 КоАп рф)
- 75. Цели и система административных наказаний: общая характеристика.(гл. 3 КоАп рф).
- 76. Общие правила назначения административного наказаниям (гл. 4 КоАп рф).
- 77. Судьи, органы, должностые лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Общая характеристика (гл. 22-23).
- 78. Участники производства по делам об административных правонарушениях (гл. 25).
- 79. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие и стадии.
- 80. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (общая характеристика).
- 81. Административное задержание, доставление, привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 82. Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, изъятие вещей и документов как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 83. Изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 84. Отстранение от управления транспортным средством, Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 85. Предупреждение как вид административного наказания. Отличие от устного замечания.
- 86. Административный штраф как вид административного наказания.
- 87.Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- 88. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как вид административного наказания.
- 89. Административный арест как вид административного наказания.
- 90. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как вид административногог наказания.
- 91. Дисквалификация и административное приостановление деятельности как виды административногог наказания.
- 93. Административное расследование.
- 94. Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
- 95. Постановление и определение по делам об административных правонарушениях.
- 96. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении (гл.30). Порядок и сроки обжалования постановления по делам об административных правонарушениях.
- 97. Принесение протеста на не вступившие в законную силу и вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
- 98. Стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика (гл.31).
- 99. Исполнение постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и административного штрафа.
- 100. Исполнение постановления о возмездном изъятии или конфискации.
- 101. Порядок и организация исполнения постановления о лишении специального права.
- 102. Исполнение постановления об административном аресте.
- 103. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
- 104. Порядок исполнения постановления о дисквалификации.
- 105. Давностные сроки исполнения постановления о назначении административного наказания.