43.Правовой статус образовательных учреждений и их система. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.
По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс. В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.
Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения. Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Действующее законодательство устанавливает три ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр». При этом сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее четырех лет; «дипломированный специалист» — не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными стандартами; для получения квалификации (степени) «магистр» — не менее шести лет. В современной России установлены следующие виды и наименования высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования: 1) профессиональное дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня и 2) послевузовское научное профессиональное образование, связанное с соискательством ученых степеней (аспирантура, адъюнктура, докторантура, экстерн-соискательство ученой степени кандидата наук и доктора наук по результатам защиты кандидатской или докторской диссертации соответственно). Эти разновидности послевузовского профессионального образования не являются взаимообусловленными либо альтернативными. Единым и единственным условием для получения любого из этих видов послевузовского профессионального образования является лишь документально подтвержденное завершение программы высшего профессионального образования. Гражданин, имеющий законченное высшее профессиональное образование, по своему усмотрению самостоятельно может выбирать для себя любое направление (вид) послевузовского профессионального образования.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.
- 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления.
- 2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
- 3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)
- 4. Предмет административного права ( области административно-правового
- 5. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
- 6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений.
- 7. Административно-процессуальные нормы и отношения
- 8. Способы защиты административно-правовых отношений
- 9. Система административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
- 10. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина.
- 11. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
- 12. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан.
- 13. Правовой статус Президента рф и его Администрации в системе исполнительной
- Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного
- 16. Система федеральных государственных органов исполнительной власти: Правительство рф, министерства, службы, агенства, органы государственного управления( общая характеристика).
- Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации.
- Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления).
- 19. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений. Органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.
- 20. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего. Виды службы.
- 2. Виды службы и служащих по действующему законодательству
- Государственная слуюба и ее система (по фз от 27.05.2003г. «о системе государственной службы рф» и фз от 27.07.2004г. «о государственной гражданской службе рф».
- 22. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
- 23. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.
- 24. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.
- 25. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих.
- 26. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды.
- 27 . Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы).
- 28. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти.
- 29. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов.
- 30 . Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
- 31. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления.
- 2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления.
- 32.Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью.
- 2. Понятие и структура административной ответственности
- 33. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
- 34. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
- 35. Виды и формы контрольной деятельности государства.
- 2. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды
- 36. Общая социально-правовая характеристика структуры российской экономики как объекта административно-правового регулирования.
- 37. Основные направления (сферы) межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики. Государственные органы межотраслевого управления экономикой.
- 1. Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурах банкротства)
- 2. Антимонопольное государственное регулирование
- 3. Государственное банковское и налоговое регулирование
- 4. Государственное экологическое регулирование в области экономики
- 6. Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области
- 7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы
- 7. Сфера общегосударственного учета и статистики
- 8. Сфера государственной стандартизации, метрологии и сертификации
- 38. Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах. Административная ответственность в данных комплексах ( по КоАп рф).
- 2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
- 39.Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (апк). Административная ответственность в данном комплексе (по КоАп).
- 40. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАп).
- 41. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления.
- 42. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция
- 43.Правовой статус образовательных учреждений и их система. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
- 2. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
- 44. Государственное регулирование управления российской наукой
- 45. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры
- 46. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации
- 47. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
- 48. Система органов управления здравоохранением и их компетенция
- 2. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации
- 49. Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения
- 50. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации
- 2. Координирующая роль мид России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами
- 52. Понятие государственных служащих, их виды.
- 53. Понятие и виды безопасности. Силы и средства ее обеспечения
- 1. Понятие безопасности и ее виды
- 2. Система безопасности Российской Федерации, силы и средства ее обеспечения
- 54. Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по фкз «о чрезвычайном положении» и «о военном положении».
- 55. Режим охраны государственной и служебной тайны (Закон рф «о государственнй тайне»).
- 56. Разрешительно-лицензионная система и государственный порядок оборота оружия на основе Закона рф «Об оружии».
- 57. Государственный порядок въезда и выезда на основе фз «о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Паспортно-регистрационная система в России.
- 59. Частная детективная и охранная деятельность по фз «о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
- 60. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями
- 61. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами Российской Федерации по закону рф «о воинской обязанности и военной службе»
- 2. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и войсками
- 63. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других спецслужб
- 2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами
- 64. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного порядка
- 65. Министерство внутренних дел рф: компетенция, система, структура и основные направления деятельности
- 66. Организация полиции в Российской Федерации.
- 67. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
- 68. Особенности службы в полиции и органах внутренних дел, административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск Российской Федерации
- 69. Понятие и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. Система Министерства юстиции рф и компетенция органов и учреждений юстиции
- 2. Система Министерства юстиции рф и компетенция органов и учреждений юстиции
- 70. Организация службы судебных приставов в системе Министерства юстиции рф
- КоАп рф
- 71. КоАп рф: общая характеристика структуры и новизны содержания.
- 72. Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика и разнраничение предметов ведения рф и субъектов рф.
- 73. Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Элементы состава административного правонарушения.
- 74. Условия привлечеиия к административной ответственности по КоАп рф. (гл. 2 КоАп рф)
- 75. Цели и система административных наказаний: общая характеристика.(гл. 3 КоАп рф).
- 76. Общие правила назначения административного наказаниям (гл. 4 КоАп рф).
- 77. Судьи, органы, должностые лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Общая характеристика (гл. 22-23).
- 78. Участники производства по делам об административных правонарушениях (гл. 25).
- 79. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие и стадии.
- 80. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (общая характеристика).
- 81. Административное задержание, доставление, привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 82. Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, изъятие вещей и документов как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 83. Изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 84. Отстранение от управления транспортным средством, Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 85. Предупреждение как вид административного наказания. Отличие от устного замечания.
- 86. Административный штраф как вид административного наказания.
- 87.Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- 88. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как вид административного наказания.
- 89. Административный арест как вид административного наказания.
- 90. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как вид административногог наказания.
- 91. Дисквалификация и административное приостановление деятельности как виды административногог наказания.
- 93. Административное расследование.
- 94. Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
- 95. Постановление и определение по делам об административных правонарушениях.
- 96. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении (гл.30). Порядок и сроки обжалования постановления по делам об административных правонарушениях.
- 97. Принесение протеста на не вступившие в законную силу и вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
- 98. Стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика (гл.31).
- 99. Исполнение постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и административного штрафа.
- 100. Исполнение постановления о возмездном изъятии или конфискации.
- 101. Порядок и организация исполнения постановления о лишении специального права.
- 102. Исполнение постановления об административном аресте.
- 103. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
- 104. Порядок исполнения постановления о дисквалификации.
- 105. Давностные сроки исполнения постановления о назначении административного наказания.