34. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина) является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. В обеспечении правопорядка в сфере государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности: во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти (органов и должностных лиц), что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; во-вторых, численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений (как управляющие, так и управляемые субъекты) в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; в-третьих, и это главное в сфере реализации исполнительной власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению (управление по усмотрению получило наименование дискретного управления), когда управляющие субъекты (органы и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.
В основу практического решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений и действий управляющих субъектов должны быть положены следующие, основанные на анализе действующего законодательства и практики его применения, положения науки административного права:
при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность;
в рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению;
при отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению исходя из целесообразности (технической, экономической, организационной, местной, национальной и т.д.).
Рассмотренные особенности законности и дисциплины в управленческой деятельности определяют специфику применяемых организационно-правовых способов и средств для обеспечения должного уровня правопорядка, его охрану и защиту в сфере реализации исполнительной власти на основе строгого соблюдения законности и государственной дисциплины.
2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации исполнительной власти) — это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений.
Законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивают многие государственные органы. Часть из них находится в системе аппарата исполнительной власти (контрольные и надзорные органы исполнительной власти, осуществляющие ведомственный и надведомственный контроль), другая часть в систему аппарата исполнительной власти не входит и относится к другим ветвям власти и видам государственной деятельности (судебные, прокурорские органы, Счетная палата Федерального Собрания и др.). Таким образом, законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивает как сам аппарат управления (органы исполнительной власти), так и специальные органы других ветвей власти и видов государственной деятельности.
По своему внутреннему содержанию каждый организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти представляет собой специфическую деятельность соответствующих государственных органов, направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями всех субъектов и участников государственного управления с целью проверки соответствия их действий нормам и правилам установленного правопорядка, требованиям законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования.
К настоящему времени сложилось три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность.
Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента
проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;
проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;
принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).
Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования (в отличие от других и, прежде всего, надзора), контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.
Надзор, как другой организационно-правовой способ, отличный от контроля обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.
Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-противоэпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля — проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения).
Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Таким образом, различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Надзор — это своего рода суженный контроль. Контроль осуществляется не только за законностью, но и целесообразностью действий подконтрольных субъектов, при надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным правилам.
Значительные отличия надзора от контроля заключаются также в своеобразии и специфичности форм и методов их осуществления. Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами. Формы надзорного реагирования на обнаруженные нарушения — протесты и представления прокурора; обязательные к исполнению предписания надзорных органов и их должностных лиц о ликвидации выявленных нарушений; выдача указаний и рекомендаций о способах и сроках их устранения и некоторые другие меры.
Особым своеобразным организационно-правовым способом обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования является контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (государственные надзоры, государственные инспекции и некоторые другие органы государственного управления).
По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.
Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил (правил пожарной безопасности, ветеринарных правил, правил дорожного движения и т.д.). В этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.
- 1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления.
- 2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
- 3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)
- 4. Предмет административного права ( области административно-правового
- 5. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
- 6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений.
- 7. Административно-процессуальные нормы и отношения
- 8. Способы защиты административно-правовых отношений
- 9. Система административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
- 10. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина.
- 11. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
- 12. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан.
- 13. Правовой статус Президента рф и его Администрации в системе исполнительной
- Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного
- 16. Система федеральных государственных органов исполнительной власти: Правительство рф, министерства, службы, агенства, органы государственного управления( общая характеристика).
- Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации.
- Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления).
- 19. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений. Органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.
- 20. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего. Виды службы.
- 2. Виды службы и служащих по действующему законодательству
- Государственная слуюба и ее система (по фз от 27.05.2003г. «о системе государственной службы рф» и фз от 27.07.2004г. «о государственной гражданской службе рф».
- 22. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
- 23. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.
- 24. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.
- 25. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих.
- 26. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды.
- 27 . Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы).
- 28. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти.
- 29. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов.
- 30 . Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
- 31. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления.
- 2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления.
- 32.Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью.
- 2. Понятие и структура административной ответственности
- 33. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
- 34. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
- 35. Виды и формы контрольной деятельности государства.
- 2. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды
- 36. Общая социально-правовая характеристика структуры российской экономики как объекта административно-правового регулирования.
- 37. Основные направления (сферы) межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики. Государственные органы межотраслевого управления экономикой.
- 1. Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурах банкротства)
- 2. Антимонопольное государственное регулирование
- 3. Государственное банковское и налоговое регулирование
- 4. Государственное экологическое регулирование в области экономики
- 6. Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области
- 7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы
- 7. Сфера общегосударственного учета и статистики
- 8. Сфера государственной стандартизации, метрологии и сертификации
- 38. Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах. Административная ответственность в данных комплексах ( по КоАп рф).
- 2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
- 39.Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (апк). Административная ответственность в данном комплексе (по КоАп).
- 40. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАп).
- 41. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления.
- 42. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция
- 43.Правовой статус образовательных учреждений и их система. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
- 2. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им
- 44. Государственное регулирование управления российской наукой
- 45. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры
- 46. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации
- 47. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
- 48. Система органов управления здравоохранением и их компетенция
- 2. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации
- 49. Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения
- 50. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации
- 2. Координирующая роль мид России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами
- 52. Понятие государственных служащих, их виды.
- 53. Понятие и виды безопасности. Силы и средства ее обеспечения
- 1. Понятие безопасности и ее виды
- 2. Система безопасности Российской Федерации, силы и средства ее обеспечения
- 54. Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по фкз «о чрезвычайном положении» и «о военном положении».
- 55. Режим охраны государственной и служебной тайны (Закон рф «о государственнй тайне»).
- 56. Разрешительно-лицензионная система и государственный порядок оборота оружия на основе Закона рф «Об оружии».
- 57. Государственный порядок въезда и выезда на основе фз «о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Паспортно-регистрационная система в России.
- 59. Частная детективная и охранная деятельность по фз «о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
- 60. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями
- 61. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами Российской Федерации по закону рф «о воинской обязанности и военной службе»
- 2. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и войсками
- 63. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других спецслужб
- 2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами
- 64. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного порядка
- 65. Министерство внутренних дел рф: компетенция, система, структура и основные направления деятельности
- 66. Организация полиции в Российской Федерации.
- 67. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
- 68. Особенности службы в полиции и органах внутренних дел, административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск Российской Федерации
- 69. Понятие и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. Система Министерства юстиции рф и компетенция органов и учреждений юстиции
- 2. Система Министерства юстиции рф и компетенция органов и учреждений юстиции
- 70. Организация службы судебных приставов в системе Министерства юстиции рф
- КоАп рф
- 71. КоАп рф: общая характеристика структуры и новизны содержания.
- 72. Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика и разнраничение предметов ведения рф и субъектов рф.
- 73. Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Элементы состава административного правонарушения.
- 74. Условия привлечеиия к административной ответственности по КоАп рф. (гл. 2 КоАп рф)
- 75. Цели и система административных наказаний: общая характеристика.(гл. 3 КоАп рф).
- 76. Общие правила назначения административного наказаниям (гл. 4 КоАп рф).
- 77. Судьи, органы, должностые лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Общая характеристика (гл. 22-23).
- 78. Участники производства по делам об административных правонарушениях (гл. 25).
- 79. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие и стадии.
- 80. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (общая характеристика).
- 81. Административное задержание, доставление, привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 82. Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, изъятие вещей и документов как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 83. Изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 84. Отстранение от управления транспортным средством, Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 85. Предупреждение как вид административного наказания. Отличие от устного замечания.
- 86. Административный штраф как вид административного наказания.
- 87.Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- 88. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как вид административного наказания.
- 89. Административный арест как вид административного наказания.
- 90. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как вид административногог наказания.
- 91. Дисквалификация и административное приостановление деятельности как виды административногог наказания.
- 93. Административное расследование.
- 94. Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
- 95. Постановление и определение по делам об административных правонарушениях.
- 96. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении (гл.30). Порядок и сроки обжалования постановления по делам об административных правонарушениях.
- 97. Принесение протеста на не вступившие в законную силу и вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
- 98. Стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика (гл.31).
- 99. Исполнение постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и административного штрафа.
- 100. Исполнение постановления о возмездном изъятии или конфискации.
- 101. Порядок и организация исполнения постановления о лишении специального права.
- 102. Исполнение постановления об административном аресте.
- 103. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
- 104. Порядок исполнения постановления о дисквалификации.
- 105. Давностные сроки исполнения постановления о назначении административного наказания.