31. Конституционный Суд Республики Беларусь
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь определены Конституцией Республики Беларусь (ст. 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (стст. 19—27) и другими актами. Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (законов, декретов, указов и др.). К такого рода деятельности Конституционный Суд Республики Беларусь приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Республики Беларусь, Совета Республики Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь. Вторая функция суда — дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Состав суда формируется в количестве 12 судей: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Конституционный Суд Республики Беларусь правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей. Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке, с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь подлежат обязательному исполнению на всех территории государства.
- 1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».
- 2. Соотношение «Судоустройства» с другими юридическими дисциплинами.
- 3. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органов и юстиции.
- 4. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги.
- 6. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению
- 7. Международно-правовые акты как источники судоустройства
- 8. Понятие и назначение судебной власти
- 9. Понятие, назначение, способы реализации судебной власти
- 10. Свойства судебной власти
- 11. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
- 12. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными явлениями, преследующими политические цели.
- 13. Понятие о правосудии. Ее отличительные черты
- 14. Соотношения правосудия и судебной власти.
- 15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти
- 18. Понятие и значение статуса судьи
- 30. Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
- 31. Конституционный Суд Республики Беларусь
- 32. Суды общей юрисдикции.
- 33. Районный (городской) суд: состав, порядок образования, полномочия.
- 34. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, полномочия
- 35. Специализированные суды.