9. Понятие, назначение, способы реализации судебной власти
Формирование понятия «судебная власть» тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Элементы данной теории встречаются уже в работах Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В классическом же виде теория разделения власти полностью сформировалась в XVIIIв. У ее истоков стоял Дж. Локк — английский философ и политический деятель. Дж. Локк не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную ветвь власти и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную, судебную) указал французский просветитель, правовед и философ Ш. Л. Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств. На белорусских землях термин «судебная власть» был введен Статутами Великого княжества Литовского в XVIв. Затем он применялся в Судебных уставах 1864 г. и широко употреблялся в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута. И лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьезное отношение к концепции разделения власти. В современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст. 7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст. 7). На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст. 6 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. Такое же правило содержится и в действующей редакции Конституции Республики Беларусь (ст. 6). В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей говорится, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами в порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законо-дательной и исполнительной властями. Судебную власть можно определить как совокупность предо-ставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.
- 1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».
- 2. Соотношение «Судоустройства» с другими юридическими дисциплинами.
- 3. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органов и юстиции.
- 4. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги.
- 6. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению
- 7. Международно-правовые акты как источники судоустройства
- 8. Понятие и назначение судебной власти
- 9. Понятие, назначение, способы реализации судебной власти
- 10. Свойства судебной власти
- 11. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
- 12. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными явлениями, преследующими политические цели.
- 13. Понятие о правосудии. Ее отличительные черты
- 14. Соотношения правосудия и судебной власти.
- 15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти
- 18. Понятие и значение статуса судьи
- 30. Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
- 31. Конституционный Суд Республики Беларусь
- 32. Суды общей юрисдикции.
- 33. Районный (городской) суд: состав, порядок образования, полномочия.
- 34. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, полномочия
- 35. Специализированные суды.