7. Международно-правовые акты как источники судоустройства
Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие ему законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы. В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в том числе и в сфере правосудия, входят: 1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); 2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) 3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) 4. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.) 5. Европейская хартия о статусе судей (1998 г.) 6. Основные положения о роли адвокатов (1990 г.) 7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) 8. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.) 9. Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.
Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности.
К общепризнанным принципам можно отнести следующие положения: право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки; обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи, осуществляемой независимыми адвокатами; презумпция невиновности; равенство всех перед законом и судом; беспристрастность расследования и судебного рассмотрения дел; открытое судебное разбирательство; право на пересмотр решения или приговора вышестоящей судебной инстанцией; особая защита участников процесса, не имеющих возможность ее осуществлять, в частности несовершеннолетних; особая защита лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, лиц, не владеющих языком судопроизводства, и некоторые другие положения. Названные международно-правовые нормы и принципы нашли отражение в белорусском конституционном и судоустройственном законодательстве, а также в новых Гражданско-процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.
- 1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».
- 2. Соотношение «Судоустройства» с другими юридическими дисциплинами.
- 3. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органов и юстиции.
- 4. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги.
- 6. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению
- 7. Международно-правовые акты как источники судоустройства
- 8. Понятие и назначение судебной власти
- 9. Понятие, назначение, способы реализации судебной власти
- 10. Свойства судебной власти
- 11. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
- 12. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными явлениями, преследующими политические цели.
- 13. Понятие о правосудии. Ее отличительные черты
- 14. Соотношения правосудия и судебной власти.
- 15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти
- 18. Понятие и значение статуса судьи
- 30. Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
- 31. Конституционный Суд Республики Беларусь
- 32. Суды общей юрисдикции.
- 33. Районный (городской) суд: состав, порядок образования, полномочия.
- 34. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, полномочия
- 35. Специализированные суды.