18. Понятие и значение статуса судьи
Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом.
Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:
- совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;
- гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;
- ответственность судей.
Таким образом, под статусом судей понимают правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.
Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь». Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу.
Независимость судей является основной чертой статуса судей. Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий:
- политической нейтральностью судей и запретом осуществлять иную оплачиваемую деятельность;
- несменяемостью судей;
- неприкосновенностью судей;
- материальным и социальным обеспечением судей, правовой защитой судей.
19. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Кандидаты на должность судьи должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены стст. 24 и 33 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь». Специальные требования содержатся в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (стст. 91, 94, 95). Лицо, назначаемое (избираемое) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, должно: 1. иметь гражданство Республики Беларусь; 2. владеть белорусским и русским языками; 3. иметь высшее юридическое образование; 4. являться высококвалифицированным специалистом в области права; 5. как правило, иметь ученую степень; 6. обладать высокими моральными качествами.Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда — 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь: 1) достигший 25-летнего возраста; 2) владеющий белорусским и русским языками; 3) имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»; 4) имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет; 5) не совершивший порочащих его поступков; 6) сдавший квалификационный экзамен на должность судьи. 7)Кроме того, кандидат на должность: 8) судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет; 9) судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь) и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет; 10) судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначается из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава; 11) председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет; 12) председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. На должность судьи не может быть назначено (ст. 94 Кодекса Республики Беларусь о трудоустройстве и статусе судей): 1) лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; 2) лицо, способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением; 3) лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются: А) при Верховном Суде Республики Беларусь — для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов; Б) при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь — для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, Председателем Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей, а заместителями председателей экзаменационных комиссий — представители Министерства юстиции Республики Беларусь. Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом Республики Беларусь, Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь. Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи. Заявление лица о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю. При наличии в суде вакантной должности судьи, квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь. Специальная подготовка на должность судьи включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов под руководством судьи, назначенного соответственно председателем. Судьи избираются (назначаются) на должность Президентом Республики Беларусь и Парламентом Республики Беларусь. Впервые назначенные на должность судьи приносят присягу.
20. Требования, предъявляемые к судьям. При осуществлении правосудия судьи обязаны точно выполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законов интересов юридических лиц, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. В ст. 2 Кодекса подчеркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и совестью. Святая обязанность судьи – быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только закону. В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, принятые им решения должны быть взвешенными и аргументированными. Судьи обязаны воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений. Недопустимо публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности. Судьи обязаны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Долг судьи – оказывать помощь молодым судьям в овладении профессиональным мастерством, хранить лучшие традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей. Судьи должны стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности, проявлять уважение, терпение и вежливость в отношении сторон и других участников процесса, реагировать на нарушение норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей. Профессиональная обязанность судьи – сохранение профессиональной тайны. Исключение составляет информация, полученная в открытом судебном заседании. За совершение поступка, дискредитирующего суд, либо должностного и иного преступления судья несет ответственность в соответствии с законом. За судьей обеспечивается право на проверку его заявлений соответствующим судом и органами судейского самоуправления.
21. Права и обязанности судьи. Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами (УПК РБ, ГПК РБ, ХПК РБ и др.).
Судья также имеет право:
- требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;
- запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.
Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами, вправе присутствовать на открытых, а по приглашениям — и на закрытых, заседаниях любых государственных органов.
При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны:
- неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты;
- обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности;
- быть справедливыми и беспристрастными, строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.
Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.
22. Основные принципы правового статуса судьи. Анализ соответствующих норм Конституции и Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» позволяет выделить следующие принципы статуса судьи: 1. Единство судейского статуса. Все судьи в РБ имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность. 2. Независимость судьи. Согласно ст. 64 Закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ» воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью. 3. Несменяемость судей. Означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т. е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст. 63 Закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ»). 4. Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет (ст. 65 Закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ») – непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в профессиональную деятельность и личную жизнь. Принцип неприкосновенности ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства. 5. Политическая нейтральность судей – непременная черта правового статуса судьи. 6. Надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита. Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать независимое исполнение ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалификационных кадров. Вопросы материального и социального обеспечения судей, их социальной и правовой защиты регулируются ст. 76-78 ( гл. III) Закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ», Указом Президента РБ от 4 декабря 1997 г. «Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов РБ», другими нормативно –правовыми актами. Гарантии мер правовой и социальной защиты судей на территории РБ не могут быть сокращены или исключены иными законодательными актами.
23. Дисциплинарная ответственность судей. Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности изложены в Кодексе Республики Беларусь о судо-устройстве и статусе судей (гл. 11). Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за:
- нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
- несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.
Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывания в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Дисциплинарное производство в отношении судей возбуждается Президентом Республики Беларусь, председателями судов Республики Беларусь, Министром юстиции Республики Беларусь и руководителями органов юстиции.
К судье может быть применены такие виды дисциплинарных взысканий:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев;
- освобождение от должности.
Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей. Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.
Решение о наложении дисциплинарных взысканий в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до шести месяцев и освобождении судьи от должности принимается Президентом Республики Беларусь.
В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья является привлеченным к дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.
24. Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предусмотрена возможность приостановления и прекращения полномочий судей (стст. 123—127). Полномочия судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь приостанавливает Президент Республики Беларусь в случае: 1. возбуждения в отношении судьи уголовного дела и (или) привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого. Правовой режим приостановления полномочий длится до вступления в законную силу приговора, либо же постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела. Причем это влечет за собой отмену личной неприкосновенности судьи, его материальных и социальных гарантий; 2. участия судьи в избирательной компании в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местных Советов депутатов. Приостановление полномочий осуществляется на время участия судьи в избирательной компании. Здесь уже приостановление полномочий судьи влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий. Приостановленные полномочия судьи возобновляются по решению Президента РБ в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, либо же принимается решение о прекращении полномочий судьи. Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть прекращены в случае: отставки; подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию; достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу; занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой; грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе; вступления в законную силу обвинительного приговора; вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным; признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, без принятия специального решения. Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае: отставки судей; подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию; достижения предельного возраста пребывания на государственной службе; истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу; занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей; систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года); грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе; вступления в законную силу обвинительного приговора; вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным; признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, без принятия специального решения. Прекращение полномочий судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов осуществляется Президентом Республики Беларусь. Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховном Суде Республики Беларусь. В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь. Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством РБ о государственной службе. Отставка судьи прекращается в случае прекращения гражданства РБ, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи. Отставка судьи прекращается Президентом РБ. Квалиф. коллегия судей по месту прежней работы пребывающего в отставке судьи при наличии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, направляет соответствующее заключение лицам, уполномоченным вносить представление Президенту РБ, для прекращения отставки судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это заключение в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обжалования заключений квалиф. коллегий судей. Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.
25. Народные и присяжные заседатели. Их правовой статус. Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально — в составе судьи и двух народных заседателей. Правовой статус народных заседателей регламентирован главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста и владеющие белорусским и русским языками. Не привлекаются к осуществлению правосудия лица: в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительных приговор суда; признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственного органов и других организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители. Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполнительными комитетами сроком на пять лет. Списки составляются на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в названные списки производится с их согласия. Народный заседатель привлекается к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосудия народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности. Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он: достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске, предоставленном в соответствии с законодательством; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины. Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере среднего заработка по месту основной работы. Полномочия народного заседателя прекращаются по истечении срока, на который был утвержден соответствующий список народных заседателей. Дело, начатое с участием народного заседателя, должно быть окончено с его участием и по истечении срока его полномочий. Орган (должностное лицо), утвердивший соответствующий список народных заседателей, прекращает полномочия народного заседателя в случае умышленного нарушения им законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с его высоким званием.
26. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях. Судебная система государства — совокупность действующих на его территории государственных органов — судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему, выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система слагается из «звеньев», каждое из которых состоит из всех судов (одного суда), обладающих по отношению друг к другу одинаковой компетенцией. Суды осуществляют правосудие по-разному: одни суды полномочны только рассматривать правовые споры между сторонами судебного процесса и принимать по ним судебные решения, другие же, помимо этого, вправе проверять законность и обоснованность вынесенных нижестоящими судами решений и т. д. Различные виды такой деятельности судов по осуществлению правосудия объединяются понятием «судебная инстанция». Выделяют пять судебных инстанций: 1) суд первой инстанции; 2) суд второй (кассационной) инстанции; 3) суд третьей (надзорной) инстанции; 4) судебная инстанция по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам; 5) суд апелляционной инстанции. Под судебной инстанцией не следует понимать определенный суд или судебное звено. Судом первой инстанции, к примеру, являются все суды. Суды вышестоящих звеньев судебной системы являются одновременно судами нескольких инстанций. Суд первой инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существу путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения он выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу, как правило, по истечении 10 суток с момента оглашения. Суд кассационной инстанции — это суд, проверяющий по имеющимся в деле материалам законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции. Судами второй инстанции являются вышестоящие по отношению к судам первой инстанции суды. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой и второй инстанций. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами третьей инстанции, как правило, являются вышестоящие по отношению к судам первой и второй инстанций суды. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам — разновидность деятельности суда по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившее в законную силу ранее вынесенное по делу решение суда отменяется. После этого производство в суде по этому делу возобновляется с учетом вновь открывшихся обстоятельств. Апелляционная инстанция — это деятельность судов по проверке законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, не вступающего в законную силу. В отличие от кассационной инстанции апелляционная инстанция фактически повторно, путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу, рассматривает и разрешает юридический спор. В настоящее время апелляционная инстанция в Республике Беларусь учреждена лишь в системе хозяйственных судов. В самое ближайшее время предусматривается введение апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции. В стст. 36 и 46 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей говорится, что областные (Минский городской), Белорусский военные суды, Верховный Суд Республики Беларусь могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке.
27. Принципы построения судебной системы. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации (ст. 109 Конституции РБ). Первый означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориального деления государства, второй — предусматривает возможность образования специализированных судов (структурных подразделений судов) для разрешения определенных видов юридических конфликтов. Различают также децентрализованную (судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем), централизованную (во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд) и смешанную модели судебных систем.
28. Виды судов. Всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от государственного устройства, существуют федеральные (союзные) суды и суды субъектов федераций. По предмету ведения различают общие и специализированные суды. От места, занимаемого в иерархии судебной системы, выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды. По форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шеффенов (народных заседателей).
29. Концепция судебно-правовой реформы о принципах реформирования судебной системы в Республике Беларусь История отечественной судебной системы слагается из нескольких относительно самостоятельных этапов. Первый этап (1917—1921) отмечен образованием местных судов, рассматривающих отнесенные к их компетенции гражданские дела и дела об общеуголовных преступлениях, и революционных трибуналов, разрешающих, как правило, дела о контрреволюционных посягательствах. В дальнейшем были образованы окружные народные суды, рассматривающие дела, неподсудные местным судам. Также предусматривалось создание областных судов и Кассационного суда, но это не было реализовано. Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. система существующих народных судов была упрощена. Учреждался единый народный суд, рассматривающий по первой инстанции все уголовные дела, неподсудные революционным трибуналам. В качестве второй инстанции выступали Советы народных судей. В рамках второго этапа (1922—1935) в 1922 г. была проведена частичная реформа суда. Большинство трибуналов было упразднено. Система же общих судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший Кассационный суд. Положением о судоустройстве, принятым 30 марта 1923 г. ЦИК ССРБ, утверждалась новая судебная система, действовавшая в составе судов общей и специальной юрисдикции. К общим судам относились: народный суд, Высший суд (позднее реорганизованный в окружные суды, затем упраздненный, в дальнейшем же вновь восстановленный в качестве областных судов), Верховный суд. Помимо общих судов действовали: военные трибуналы, особые сессии народных судов — по трудовым делам, земельные комиссии — по земельным делам, Белорусская арбитражная комиссия. С 1924 г. по 1934 г. в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов. Были также созданы транспортные суды. Третий этап (1936—1957) характеризуется отнесением к общесоюзному ведению всего законодательства о судоустройстве. По Закону СССР от 16 августа 1938 г. «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» судебная система БССР была представлена общими судами в составе Верховного суда, областными судами (Минский городской суд был образован лишь в 1978 г.), народных судов. Четвертый период (1958—1976) знаменуется отнесением к ведению союзных республик законодательства о судоустройстве. В БССР 20 ноября 1959 г. был принят Закон «О судоустройстве БССР», закрепивший традиционную трехзвенную судебную систему в БССР. Пятый этап (1977—1985). Принятие в 1977 г. Конституции СССР повлекло за собой утверждение новой редакции «Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», 26 ноября 1981 г. был принят Закон БССР «О судоустройстве в Белорусской ССР», согласно которому судебная система БССР состояла из районных (городских) народных судов, областных (Минского городского) судов, Верховного суда. Шестой этап (1986—1991) характеризуется началом процесса проведения в СССР правовой реформы, направленной на признание судебной власти и повышения роли суда, на укрепление гарантий независимости судей при осуществлении правосудия. Были внесены соответствующие изменения в Конституцию СССР и Конституцию БССР, а также принят пакет соответствующих законов («О статусе судей СССР» от 4 августа 1989 г., «Об ответственности за неуважение к суду» от 2 ноября 1989 г., «О конституционном надзоре в СССР» от 23 декабря 1989 г. и др.). В июне 1991 г. в республике были учреждены хозяйственные суды (Закон от 5 июня 1991 г. «О хозяйственном суде в Республике Беларусь»). В связи с прекращением в январе 1992 г. деятельности всех общесоюзных государственных структур, военные трибуналы, функционирующие на территории Белорусского военного округа, были включены в систему общих судов Республики Беларусь (в 1993 г. военные трибуналы переименованы в военные суды).
- 1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».
- 2. Соотношение «Судоустройства» с другими юридическими дисциплинами.
- 3. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органов и юстиции.
- 4. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги.
- 6. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению
- 7. Международно-правовые акты как источники судоустройства
- 8. Понятие и назначение судебной власти
- 9. Понятие, назначение, способы реализации судебной власти
- 10. Свойства судебной власти
- 11. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
- 12. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными явлениями, преследующими политические цели.
- 13. Понятие о правосудии. Ее отличительные черты
- 14. Соотношения правосудия и судебной власти.
- 15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти
- 18. Понятие и значение статуса судьи
- 30. Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
- 31. Конституционный Суд Республики Беларусь
- 32. Суды общей юрисдикции.
- 33. Районный (городской) суд: состав, порядок образования, полномочия.
- 34. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, полномочия
- 35. Специализированные суды.