6. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению
Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется главным образом законами, которые принимаются Парламентом и обладают высшей юридической силой.
По юридической силе источники подразделяются на следующие виды: 1) Конституция Республики Беларусь (Конституция РБ) — основной источник, в котором закреплены основополагающие положения и принципы, касающиеся судов и правоохранительных органов; 2) кодексы, основным из которых для «Судоустройства» является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. Также сюда относятся Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь., Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и др.; 3) законы: «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел», «Об органах государственной безопасности», «Об адвокатуре», «О Конституционном Суде в Республике Беларусь», «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и др.; 4) декреты и указы Президента Республики Беларусь:. Декрет Президента от 3 мая 1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», Указ от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь» и др.; 5) постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь, Постановлением Совета Министров от 6 февраля 2007 г. № 150 утверждена Инструкция о порядке формирования и организации работы с резервом кадров судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь и др.; 6) нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов (в том числе заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь).
К источникам судоустройства следует отнести и ведомственные нормативные акты, регулирующие делопроизводство, вопросы статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов инструкции, положения и пр.
- 1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».
- 2. Соотношение «Судоустройства» с другими юридическими дисциплинами.
- 3. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органов и юстиции.
- 4. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги.
- 6. Классификация нормативно-правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов по юридическому значению
- 7. Международно-правовые акты как источники судоустройства
- 8. Понятие и назначение судебной власти
- 9. Понятие, назначение, способы реализации судебной власти
- 10. Свойства судебной власти
- 11. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
- 12. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными явлениями, преследующими политические цели.
- 13. Понятие о правосудии. Ее отличительные черты
- 14. Соотношения правосудия и судебной власти.
- 15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти
- 18. Понятие и значение статуса судьи
- 30. Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь
- 31. Конституционный Суд Республики Беларусь
- 32. Суды общей юрисдикции.
- 33. Районный (городской) суд: состав, порядок образования, полномочия.
- 34. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, полномочия
- 35. Специализированные суды.