logo
щпорки по судоустройству

15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти

Конституционные принципы судебной власти, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, — основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти. В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о конституционных принципах судебной власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществляемой судом функции правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включают следующие конституционные положения:

Значение конституционных принципов судебной власти, во-первых, состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве; во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международного сообщества в области судоустройства; в-третьих, конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.

16. Содержание и значение конституционных основ судебной власти. Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что функция осуществления судебной власти предо-ставлена только судам. Это закреплено в стст. 6, 26, 109 Конституции Республики Беларусь, ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, других правовых источниках. Ни один другой орган (должностное лицо) не обладает такими полномочиями. Перечень действующих на территории республики судов перечислен в ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Образование чрезвычайных судов запрещено (ст. 109 Конституции РБ). Содержание рассматриваемого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти. Принцип независимости судей и подчинения их только закону закреплен в стст. 110 и 112 Конституции Республики Беларусь. Его содержание включает два относительно самостоятельные положения: 1) при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судов; 2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами. Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей устанавливает систему гарантий рассматриваемого принципа. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя. Одной из гарантий является предписание ст. 111 Конституции Республики Беларусь о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности и выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. устанавливает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично. В соответствии со ст. 32 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично (один судья) или коллегиально (судья и два народных заседателя). Коллегиально рассматриваются две категории дел: 1) о преступлениях, за которые уголовным законом предусматривается наказание свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела рассматриваются единолично судьей. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее трех судей. Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Исключением является лишь судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда, рассматривающая дела в составе трех судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее трех судей. Дела в хозяйственных судах первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично судьей. В вышестоящих инстанциях — коллегиально, в составе не менее трех судей. Конституционный Суд рассматривает все дела в коллегиальном составе. Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 113 Конституции РБ) указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16-летнего возраста, и представителям средств массовой информации присутствовать на судебных заседаниях. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании, допуска-емое лишь в случаях, предусмотренных законодательством, проводится: в целях неразглашения охраняемых законом сведений; для обеспечения безопасности участников судебного процесса; по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и т. д. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства. Принцип состязательности и равенства сторон в процессе (ст. 115 Конституции РБ) означает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа выражается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей. Это закреплено. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. Так, ст. 60 Конституции Республики Беларусь предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную регламентацию в ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. При несогласии с решением суда граждане в целях продолжения процесса судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции (ст. 115 Конституции РБ). Право граждан на юридическую помощь означает, что каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица полномочны пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (ст. 62 Конституции РБ). Юридическая помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все государственные органы и должностные лица. Однако, в первую очередь, эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую службу предприятий (объединений). Презумпция невиновности находит свое проявление во всех видах правосудия. Однако наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда (ст. 26 Конституции РБ). В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений (органами уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устраненные сомнения в виновности обвиняемого трактуются в пользу его невиновности). Согласно принципу выборности и назначения судей в мировой практике существует три способа формирования судейского корпуса: 1. избрание судей населением и государственными органами власти; 2. назначение судей высшими должностными лицами государства; 3. смешанный (комбинированный), включающий в себя элементы первых двух способов.Республике Беларусь присущ смешанный (комбинированный) способ избрания (назначения) лиц на должности судей: 1) шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь; 2) судьи районный (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь; 3) судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственно Суда Республики Беларусь; 4) судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

17. Развитие конституционных основ судебной власти в Кодексе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь. Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что функция осуществления судебной власти предо-ставлена только судам. Это закреплено в стст. 6, 26, 109 Конституции Республики Беларусь, ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, других правовых источниках. Ни один другой орган (должностное лицо) не обладает такими полномочиями. Перечень действующих на территории республики судов перечислен в ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Образование чрезвычайных судов запрещено (ст. 109 Конституции РБ). Содержание рассматриваемого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти. Принцип независимости судей и подчинения их только закону закреплен в стст. 110 и 112 Конституции Республики Беларусь. Его содержание включает два относительно самостоятельные положения: 1) при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судов; 2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами. Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей устанавливает систему гарантий рассматриваемого принципа. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя. Одной из гарантий является предписание ст. 111 Конституции Республики Беларусь о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности и выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. устанавливает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично. В соответствии со ст. 32 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично (один судья) или коллегиально (судья и два народных заседателя). Коллегиально рассматриваются две категории дел: 1) о преступлениях, за которые уголовным законом предусматривается наказание свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела рассматриваются единолично судьей. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее трех судей. Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Исключением является лишь судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда, рассматривающая дела в составе трех судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее трех судей. Дела в хозяйственных судах первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично судьей. В вышестоящих инстанциях — коллегиально, в составе не менее трех судей. Конституционный Суд рассматривает все дела в коллегиальном составе. Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 113 Конституции РБ) указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16-летнего возраста, и представителям средств массовой информации присутствовать на судебных заседаниях. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании, допуска-емое лишь в случаях, предусмотренных законодательством, проводится: в целях неразглашения охраняемых законом сведений; для обеспечения безопасности участников судебного процесса; по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и т. д. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства. Принцип состязательности и равенства сторон в процессе (ст. 115 Конституции РБ) означает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа выражается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей. Это закреплено. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. Так, ст. 60 Конституции Республики Беларусь предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную регламентацию в ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. При несогласии с решением суда граждане в целях продолжения процесса судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции (ст. 115 Конституции РБ). Право граждан на юридическую помощь означает, что каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица полномочны пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (ст. 62 Конституции РБ). Юридическая помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все государственные органы и должностные лица. Однако, в первую очередь, эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую службу предприятий (объединений). Презумпция невиновности находит свое проявление во всех видах правосудия. Однако наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда (ст. 26 Конституции РБ). В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений (органами уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устраненные сомнения в виновности обвиняемого трактуются в пользу его невиновности). Согласно принципу выборности и назначения судей в мировой практике существует три способа формирования судейского корпуса: 1. избрание судей населением и государственными органами власти; 2. назначение судей высшими должностными лицами государства; 3. смешанный (комбинированный), включающий в себя элементы первых двух способов.Республике Беларусь присущ смешанный (комбинированный) способ избрания (назначения) лиц на должности судей: 1) шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь; 2) судьи районный (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь; 3) судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственно Суда Республики Беларусь; 4) судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь